Найти в Дзене

Жизнь и творчество балерины Майи Плисецкой

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Больше 40 лет русская балерина Майя Плисецкая была солисткой Большого театра. С гастролями и концертами она объездила почти весь мир: выступала с номерами из балетов, участвовала в постановках зарубежных хореографов и сама ставила спектакли. «Умирающий лебедь» из «Лебединого озера», Китри из «Дон Кихота», Кармен из «Кармен-сюиты» — эти и многие другие роли Майи Плисецкой вошли в историю мирового искусства.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Майя Михайловна Плисецкая родилась в Москве, в огромной еврейской семье. Через 6 лет родился ее средний брат Александр, который впоследствии стал балетмейстером, а еще через шесть лет — младший брат Азарий, будущий хореограф.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

У нее было 11 дядюшек и тетушек, и все они так или иначе были связаны с балетом и танцем. Например, родной дядя по маминой линии Асаф Мессерер был виртуозным танцовщиком и отличным педагогом.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Мама будущей великой балерины Рахиль Михайловна Мессерер (в девичестве) была звездой «Великого немого кино». Она привлекала внимание и зрителей, и режиссеров. Из-за характерной внешности: темных волос и восточных черт лица, ей часто доставались роли узбекских женщин. Правда, карьеру актрисы пришлось оставить из-за мужа и детей.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

А вот отец Майи, Михаил Эммануилович занимал хозяйственные и дипломатические должности. Сначала он работал в исполнительном комитете, затем в комиссариатах иностранных дел и внешней торговли. Отец будущей звезды также принимал участие в производстве фильмов, где он и познакомился со своей будущей женой.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

В 1932 году его назначили заведовать угольными рудниками на Шпицбергене, и всей семье пришлось переехать. Там он одновременно занимал должность генерального консула СССР.

Именно на острове Шпицберген маленькая Майя впервые вышла на сцену. Свою первую роль она сыграла в опере «Русалка» Даргомыжского. С того момента малышка не могла усидеть на месте и стала просто грезить сценой и выступлениями на публике.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Она будто готовила себя к блестящему будущему и постоянно пела, танцевала, импровизировала. В семье было решено по возвращении в Москву отдать непоседу в хореографическое училище. Семилетнюю Майю отдали в класс бывшей солистки Большого театра Евгении Долинской.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

В мае 1937 года отца Майи увезли чекисты и через год после ареста расстреляли, подозревая в шпионаже. Еще через несколько месяцев арестовали и его жену Рахиль.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Это произошло прямо в Большом театре, в то время, когда на сцене шла «Спящая красавица» и выступала тетя будущей балерины Суламифь. Рахиль Плисецкая-Мессерер получила 8 лет тюрьмы как жена врага народа. Ее вместе с новорожденным ребенком (младшим сыном Азарием) поместили в Акмолинский лагерь жён изменников Родины.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Только благодаря стараниям своих близких родственников ее вначале перевели на вольное поселение в Чимкент. И только в 1941 году ей смягчили приговор и позволили вернуться в Москву.

Среднего сына Александра приютил дядя Асаф, а 12-летную Майю удочерила ее тетя Суламифь. Добрая родственница приняла у себя осиротевшую племянницу, чтобы ее не отдали в детский дом.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Именно благодаря тете Майя сумела с достоинством пережить эту мрачную страницу в своей биографии. Она нашла в себе силы вновь вернуться в балет, начать учиться новому и просто жить дальше.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Педагоги восхищались чувству ритма Майи, ценили ее природный артистизм, тонкое чувство ритма, гибкость тела и элегантность движений. Как раз за день до начала войны случился первый серьезный дебют Майи. Она тогда еще не знала, что может претендовать на роль Примы балета.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

После начала войны Майя уехала в Свердловск, условия эвакуации совершенно не давали возможности профессионально тренироваться в балете. Но именно в Свердловске юная Майя смогла исполнить партию умирающего лебедя, постановщиком была ее тетя. Зрителей восхитила пластика и изящество девушки. После концерта она поделилась, что любила часами наблюдать за грациозными птицами, перенимая у них пластику движений.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

В 1942 году Плисецкие вернулись в Москву, еще через год Майя с отличием закончила хореографическое училище. Плисецкую приняли на работу в кордебалет Большого театра. Публике понравились ее сольные номера, особенно — «Умирающий лебедь».

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Биография Майи Плисецкой неразрывно связана с балетом, художественная деятельность наложила отпечаток даже на личную жизнь балерины. Майя просто не видела себя без искусства и большой сцены. Талантливой балерине стали доверять сложные роли, которые она училась играть на высшем уровне.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Сначала Плисецкая танцевала Машу в «Щелкунчике», далее «Мирту в «Жизели», Китри в «Дон-Кихоте». Особенно зрителям понравилась ее Одилия и Одетта в «Лебедином озере». Прошло немного времени и Плисецкую стали называть прима-балериной Большого театра, она сменила известную Галину Уланову.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

По словам Майи Михайловны, она не изнуряла себя репетициями. Природа наделила ее всеми данными, чтобы можно было осваивать сложные танцевальные элементы во время выступлений. Танцевала балерина всегда в удовольствие, что стало причиной блестящей карьеры.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Зрители с восторгом смотрели на ее Китри из балета «Дон Кихот», восхищались Авророй из «Спящей красавицы». В каждом образе Плисецкая была неповторима, а наряды для ее выступлений шили именитые модельеры, среди которых Ив Сен-Лоран и Пьер Карден.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Уже в 1960 году Майя Михайловна стала прима-балериной Большого театра. Это дало ей свободу в выборе репертуара. Специально для балерины была поставлена «Кармен-сюита», она стала первой исполнительницей основной партии.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Но в те годы балет запретили, был скандал в министерстве культуры. В ответ на слова Екатерины Фурцевой о том, что Кармен Плисецкой умрет, знаменитость парировала: героиня будет жить, пока жива она.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Кармен в исполнении Майи Михайловны надолго вошла в историю мирового балета. Так случилось и со многими другими ее героинями, которых она воплощала не только в Большом театре, а и на зарубежных сценах.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Ее талант отметили в Монако, Франции, Италии, Аргентине, где были поставлены балеты с ее участием. На бельгийской сцене, в театре «Ла Монне», звезда блистала в «Болеро».

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Плисецкая танцевала необычайно долго для балерины, ведь их карьера подходит к закату уже к 30 годам.

В 1990 году решением руководства Большого театра Майя Михайловна была отправлена на пенсию. Но знаменитость была с этим не согласна, поэтому продолжала выступать в других театрах, участвовала в постановках как балетмейстер и хореограф.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Выехать за пределы Советского Союза и показать миру свой талант Плисецкой удалось только после хрущевской оттепели. Она активно ездила по миру и прославляла советскую школу балета.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Стиль ее танца превратился в канон балетного искусства. Великой балерине аплодировали в лучших европейских театрах, она получила мировое признание.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Плисецкую всегда окружали мужчины, их внимание и любовь балерина воспринимала как должное. Среди ее поклонников были известные танцоры, режиссеры, музыканты и композиторы.

Как признавалась сама прима, ее отношения рушились потому, что ни один мужчина не хотел быть вторым после балета. Очередной поклонник думал, что Плисецкая откажется от театра, родит ребенка и посвятит себя семейному очагу, но Плисецкая и не собиралась этого делать.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Первая история любви в жизни Плисецкой случилась, когда прима встретила Мариса Лиепу, вскоре они поженились, однако через три месяца расстались.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Вторым мужем легендарной балерины стал Родион Щедрин. Встретились они случайно, на вечеринке, которую организовала Лиля Брик, но тогда интереса друг к другу не проявили. Несколько лет спустя Майя Плисецкая и Родион Щедрин провели вместе отпуск в одном из живописных уголков Карелии.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Майя и Родион поженились в 1958 году, прожили вместе более 50 лет. Родион был младше Майи на семь лет, но разница в возрасте не стала препятствием для отношений.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Щедрин в свои 26 лет уже успел прославиться и стать знаменитым благодаря написанию музыки к фильму «Высота». За полученный гонорар Родион купил шикарную по тем временам машину, на которой эффектно подвез домой Майю после творческого вечера.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Щедрин понравился Плисецкой, она позже отозвалась о нем, как о галантном кавалере и настоящем джентльмене. Родион влюбился в Плисецкую с первого взгляда, молодого человека покорила грациозность, утонченность и воспитание балерины.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Вторая встреча Родиона и Майи состоялась через три года, кода Щедрин увидел Плисецкую в одном из репетиционных классов. Эта встреча стала началом их серьезных отношений.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Семейный союз двух знаменитостей стал и творческим, Родион писал музыку для балетов жены. Его музыка стала вкладом в творческую карьеру Плисецкой.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Отношения в семье не всегда были гладкими и идеальными. Многочисленные поклонники Плисецкой не давали прохода известной балерине, дружеские отношения могли в любой момент перерасти в личные.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Детей у пары не было, Майя считала, что малыши будут мешать строить карьеру. Родиону не понравилось такое решение жены, но он поддержал супругу, так как привык во всем с ней соглашаться.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Почти сразу после свадьбы Майя узнала, что беременна, но тут же поспешила избавиться от ребенка. Это вызвало негодование у мужа, но свое отношение к детям Майя так и не изменила.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Майя Михайловна презирала старость, с которой активно боролась. Поэтому даже в почтенном возрасте она выглядела моложе своих лет, была ухоженной и элегантной.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Блистательная Майя прожила долгую жизнь, оставив богатое творческое наследие. Ее талант и вклад в историю русского балета бесценны.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Дата смерти балерины — 2 мая 2015 года. Она умерла в одной из ведущих мюнхенских клиник, на девяностом году жизни. Официальная причина смерти – сердечный приступ.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Майе Плисецкой посвящен памятник в Москве. Также на доме близ сквера, названного в ее честь, установлена памятная доска. Там же находится граффити, на котором балерина изображена в образе умирающего лебедя.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Однако могилы блистательной Майи нет ни в Москве, ни в Мюнхене. Танцовщица завещала развеять свой прах вместе с прахом мужа над Россией.