Памятник располагается возле городка Сен-Жю-ан-Шоссе в 80 км к северу от Парижа. Он был открыл в середине 90-х, однако системное его исследование было заказано властями перед строительством здания. Как сообщили во Французском национальном институте превентивных археологических исследований, раскопки велись на площади более 2,5 га.
Расположение и останки животных
Для строительства святилища галлы выбрали плато и его склон, выходящий на окружающую равнину, что дало ему господствующее положение и отличную видимость. Оно было ограничено обширным ограждением, площадь которого простирается на несколько гектаров — археологи не смогли раскрыть его полностью. Вокруг святилища был выкопан ров, размеры которого могли превышать 3 м в ширину и 1,5 м в глубину. Земля, извлеченная из него, использовалась для возведения насыпи, что подчеркивало монументальность этого сооружения, физически отделяло сакральное пространство от профанного.
Внутренняя часть этого ограждения разделена насыпями на несколько частей, в которых, по-видимому, проводились различные богослужения. В канаве, окаймляющей весь участок, найдены залежи в основном останков животных. Свиньи, лошади, волы, овцы — вот некоторые из видов, которые были принесены в жертву и/или вместе съедены на ритуальной тризне. Останки лошадей, очень хорошо сохранившиеся, были помещены в канаву после разложения, в то время как черепа крупного рогатого скота — наоборот. Эти останки находились рядом с элементами колесниц и сбруи, одна из которых с ярмовыми кольцами и железным удилом еще находилась в функциональном положении во рту лошади. В канавах одного из участков отложения были следствием реальной постановки, керамические контейнеры чередовались с четвертями туш животных.
Оружие
Далее к западу на другом участке были найдены склады оружия, которые раскрывают другую форму ритуала. Среди артефактов выделяются остатки щитов. Часть из них типично кельтские, другие — очень похожи на римские позднего типа. Примечательно, что все они были намеренно повреждены и разломаны перед помещением туда, где были найдены.
Также было найдено несколько шлемов, которые также были намерено испорчены в древности. Римские они или галльские — предмет споров археологов, в данный момент мнение больше склоняется к первому варианту.
Кроме того, было обнаружено около шестидесяти доспехов. Они также перед помещением в святилище были приведены в негодность. Все доспехи кельтского типа, похожие были найдены только в Англии и Шотландии и датированы II в до н.э.
По распределению металла во рву можно предположить, что один или несколько военных трофеев были выставлены восходящему солнцу на восточном фасаде. Происхождение металлических деталей сложно определить, но можно предположить, что они прибыли с поля боя. Как долго они были выставлены? Защищены или подвержены погодным условиям? На все эти вопросы практически невозможно дать ответы. В конце концов их тоже сломали и разбросали так, чтобы части одного предмета не оказались рядом.
Четыре своеобразные ямы, датируемые серединой I века до н.э. были намерено засыпаны. В них находились две параллельные скамьи, разделенные примерно 1 м, скорее всего, там был стол. Рядом был очаг. Сиденья, отделанные деревом, позволяли разместить дюжину гостей в каждом отделении, всего около пятидесяти человек.
Химический и микроморфологический анализы были решающими. Каждая «трапезная» использовалась только один раз. Высокоинтенсивные, но неповторяющиеся вспышки показывают, что они применялись только один раз. Там было в изобилии разлито вино. Отмечено также наличие жировых веществ от нежвачных животных. Были найдены также остатки чего-то вроде блинов или лепешек.
Человеческие останки
Человеческие останки, найденные в святилище, подразделяются на две категории: более или менее целые скелеты и разбросанные кости. Тела были либо помещены в яму и разлагались там, или разложение произошло в другом месте. Сохранность погребенных различна. Умерших, от которых остались относительно целые скелеты, помещали в более или менее круглые ямы, прислонив к стене. У шести правая нога согнута, даже скована, стопа под ягодицами, а согнутая левая нога упирается в стену. Левые руки им клали за левую ногу, а правые — на правое бедро. Еще для двух скелетов ситуация аналогичная, но зеркальная.
Черепа отсутствуют, они могли быть разрушены эрозией или распашкой. Наличие зубов на дне ям и у некоторых скелетов нижней челюсти свидетельствует о том, что на момент захоронения тела были целыми. Четверо мужчин, а у остальных четырех пол определить пока не удалось. Похоронены они недалеко друг от друга к северо-западу от ограды.
899 костных остатков, представляющих около пятнадцати человек, были обнаружены в ямах и канавах. Кости в основном относятся к черепному скелету в секторе 1 и к посткраниальному в секторе 2. На нескольких фрагментах имеются следы ударов, порезов или оголения — то есть сдирали кожу и плоть. Следы на черепах могли быть оставлены после удаления лица для изготовления масок. Подобные кельтские маски из человеческих лиц были найдены в этом регионе. Следы на конечностях являются результатом расчленения и удаления плоти. Их пытались раздавить, некоторые были нагреты. Абсолютная датировка относит смерть всех этих лиц к II-I вв. до н.э. (сюда же попадает время Галльской войны, которую вел Юлий Цезарь).
От других святилищ это место отличает распределение артефактов в соответствии с их происхождением. В канаве, где лежат кости животных, металла мало или совсем нет, и наоборот. Распределение человеческих останков также показывает различия, с одной стороны погребения в сидячем положении, с другой — преднамеренно раздробленные, нагретые, расчлененные и лишенные плоти.
Это место посещалось до IV в. н. э. Именно здесь могла случиться смерть почитаемого во Франции святого Юстуса Бове, которому, по легенде, язычники отрубили голову, и имя которого дало название городку.
Исследование: люди культуры Наска накачали ребенка психоделиками перед принесением в жертву
Погребальный обряд русов, описанный Ибн-Фадланом в X веке, находит подтверждение