Стремление к успеху — «вечный» двигатель века сего. Со школьной скамьи мечта каждого — добиться успеха. И вот однажды наступает час «икс», когда удача сама идет в руки, и на гребне волны ты уже волей-неволей пересматриваешь прежний стиль жизни...
На каждой новой ступеньке социальной лестницы отказываешься от чего-то старого, принимаешь новые правила, как тебе кажется, более подходящие нынешнему положению. Нередко остаются в прошлом скромный быт, спокойное течение событий, размеренность в отношениях с друзьями и близкими, уступая место все более напряженному ритму каждого дня.
Накануне Рождественского поста Церковь предлагает обновить наше представление о ценностях жизни, в частности, переосмыслить понятие успеха. Евангельское чтение 26-й Недели (воскресенья) по Пятидесятнице посвящено тому, что считать истинным богатством, а что — суетой века сего. Этот отрывок известен под названием Евангелия «о житницах» (Лк. 12:16-12).
Притчу «о житницах» Господь предложил в ответ на просьбу, неожиданно прозвучавшую из уст незнакомого человека из народа: «Учитель! Скажи брату моему, чтобы он разделил со мною наследство». Очевидно, между братьями произошел спор. Один из них присвоил себе наследство, а другой, возможно, обоснованно, испытывал обиду. Однако кто знает, пойдет ли на пользу человеку изменение его социального статуса, неожиданное приобретение новых материальных благ? «Кто поставил Меня судить или делить вас?» — ответил ему Господь. И еще: «Смотрите, берегитесь любостяжания, ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения» (см. Лк. 12:13-15).
«И сказал им притчу: у одного богатого человека был хороший урожай в поле» (Лк.12:16). Обратим внимание, что притча, сказанная Господом, повествует о человеке, который уже был достаточно богат. Мы чаще слышим об успехах людей состоятельных, уже имеющих, казалось бы, все материальные блага. Хочется спросить, — где же справедливость? Вот бы «перераспределить» успех богатых на долю бедных, чтобы в мире прибавилось счастья и стало больше радости в семьях менее состоятельных людей!
Именно этого и хочет Господь, посылая удачу тем, кто имеет талант и силы грамотно распорядиться своими доходами. Один из толкователей Священного Писания архиепископ Никифор (Феотокис) (XVIII в.), объясняя, почему поле богатого человека принесло хороший урожай, отмечает, что во-первых, Бог этим «являет Свою благость и показывает, что «Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Мф.5:45), а во-вторых, удовлетворяет желанию богатого, и таким образом надеется обратить его на подаяние милостыни».
«…И он рассуждал сам с собою: что мне делать? некуда мне собрать плодов моих?» (Лк. 12:17). Однако совсем о другом помышляет человек, получив неожиданный подарок судьбы. Его тревожит новая проблема. Блаженный Феофилакт Болгарский (XII в.) сравнивает недоумение богача с сетованием бедняка, задающихся одним и тем же вопросом — «что мне делать?». Одному из них нечего есть, не во что одеться, а другой обеспокоен тем, как сохранить свое добро. «Что же мы получаем от того, что очень много собираем? Спокойствием мы не пользуемся, очевидно, от забот, разве только собираем себе множество грехов», — предостерегает блаженный Феофилакт.
«И сказал: вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю бо́льшие, и соберу туда весь хлеб мой и всё добро мое» (Лк. 12:18). Когда образ жизни уже не соответствует новому социальному статусу, приходится что-то менять, вставать на новые рельсы, устраивать жизнь по-новому, подчас ломая «старые житницы». Изменяется быт, стиль одежды, поведение. Круг друзей расширяется за счет ухода старых знакомых, из прежнего круга, которые уже меньше интересуют. На близких людей уже порой просто не хватает времени, и присказка «я уже себе не принадлежу» все чаще слетает с уст вечно спешащего человека.
Чем больше мы приобретаем, тем больше считаем имеющееся «своим»: «хлеб — мой», и «все добро мое». Блаженный Феофилакт обращает наше внимание на эту опасную тенденцию мышления: «Он (богач) не считает их даром от Бога, ибо, в противном случае, располагался бы относительно их как приставник Божий, а считает их плодом собственных трудов». Тщеславие, сопровождающее человека по пути «наверх», имеет свойство ослеплять ум, забывать о важных вещах и истинных ценностях. Внимание прилепляется к чему-то новому, подчас совершенно не достойному интереса!
«…И скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись» (Лк. 12:19). «Фортуна» делает положение человека тем более неустойчивым, чем выше он превозносит самого себя, причем происходит это, как правило, незаметно. В конце концов, Богом данный разум изменяет человеку. Архиепископ Никифор (Феотокис) указывает на откровенное безумие богача, который обращается к своей душе со словами, не имеющими к ней никакого отношения. Разве это необходимо душе: «Ешь, пей, веселись»?! «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал.5:22), — напоминает архиепископ учение святого апостола Павла.
«Но Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?» (Лк. 12:20). Один из толкователей Священного Писания протоиерей Иоанн Бухарев, православный писатель и педагог (XX в.), подводит следующий итог заблуждению обманутого успехом богача: «Богатый забыл, что у него не одно тело, а еще есть безсмертная душа, и что цель его жизни – не удовольствия плотские, а спасение души; забыл, что богатство дается человеку не для того, чтобы только употреблять его на собственные удовольствия, а чтобы помогать бедным».
«Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет» (Лк. 12:21). Как важно чувствовать себя «соработником» Богу, распоряжаясь своим богатством, принимать решения с молитвой, думая о том, какую пользу другим может принести твоя тучная нива! Святитель Филарет Московский (Дроздов) говорит, что в таком случае даже Сам «Господь признает Себя должным тебе во всем, что ты подал, или что благотворительно сделал нуждающемуся ближнему». Церковь учит нас не увлекаться тщеславием, которое ослепляет ум, а проявлять спасительное благоразумие, чтобы когда-нибудь услышать в свой адрес: «…Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф. 25:40).