Всем привет. Сегодня я решила поразмышлять на тему,какая же школа подходит нынешним детям. Размышления построены на личном опыте. У нас четверо деток, все четверо не посещали садик и подготовишек в дошкольных образованиях.
Старшая дочь пошла в первый класс в питерскую школу, довольно престижную "на районе", с углублённым изучением английского и немецкого языков. Сын пошёл в первый класс в ту же школу когда старшая шагнула в 3й. Дети доучились до конца учебного года и летом мы переехали в деревню. Поэтому сравнения только началки.
Когда мы переезжали в деревню, есстественно, одним из важных вопросов была ШКОЛА. Организация доставки детей,учителя, школьная программа, питание, одноклассники- всё это очень волновало и мы ещё до окончательного принятия решения о переезде, созвонилась с директором школы, обсуждая всевозможные вопросы.
И первое что тут же бросилось "в глаза"- это отношение. В городской школе приём деток, выражаясь грубо, поставлен на поток. Если тебе что-то не нравится-это твои проблемы-ищи что-то лучше, ведь на твоё место придёт ещё несколько человек. Любое попустительство можно оправдать:"А что вы хотите! В классе 30 человек,пойди всех научи, да уследи за ними!"
В деревенской школе за каждого ученика "болеют" душой. Там действительно как большая семья.
Следующий пункт: объём классов.
В нашей деревенской школе деток в классах мало, поэтому начальная школа занимается в одном классе: при одном учителе и первый,и третий. Мои перешли на тот момент в 4 и 2, соответственно, получились вместе,что я посчитала плюсом.
Изначально мне рассказывали о том, что это дико неудобно, дети получают мало знаний, урывками. Слушают и своё и то, что для другого класса учитель рассказывает.
Но потом я подумала: а что, когда в одном классе тридцать человек(у дочери было 30, у сына 32), информация подаётся лучше? Пробовали ли вы угомонить 30 разошедшихся детей? Может ли учитель на протяжении 45ти минут удерживать внимание трёх десятков первоклашек?
А когда у тебя на два класса дюжина человек, согласитесь, и информацию донести можно гораздо быстрее.
И всех опросить реальнее. Уже не получится отлынивать в надежде, что сегодня не спросят.
В этом году в первый класс у нас пошла ещё одна дочь. Старшая перешла в 5й класс, теперь пятиклашки сами по-себе и учатся самостоятельности, а сын перешёл в третий и оказался с теперь уже младшей сестрой. Влилась она хорошо, выходные для неё-скука, грустит о школе. Правда, к ноябрю ребёнок всё же подустал от нагрузки, но я рада, что школа-это не ассоциация с каторгой.
Старшие тоже ходят легко, хотя в городской школе часто капризничали.
Ещё один пункт- это доставка детей.
В городской школе уроки начинались в 8:45, от дома до учебного заведения нам быстрым шагом 7-10 минут. Но на пути следования переход проспекта. Светофор и дорога учат детей дисциплине. Я очень строго отношусь к выполнению дорожных правил с детьми: никаких перебеганий на красный(хоть ты трижды опаздываешь, лучше появиться позже, чем не появиться вообще), никаких сокращений пути, но вот несколько раз(да что там, постоянно!) у нас бывали такие ситуации, когда машина мчится на наш давно загоревшийся зелёный. И отпускать детей самостоятельно в школу и из школы, из-за этих случаев я боялась. Плюс наличие маргинальных личностей на пути нашего следования ( спасибо пивнушкам!).
Поэтому даже третьеклашку я забирала со школы лично, не говоря уже о первокласснике, хотя они очень расстраивались по этому поводу.
Тут же у них появилась свобода: наша деревня находится в стороне от трассы, жителей мало, дорога пустая. Поэтому до автобуса, который отвозит их в школу, они ходят сами. В автобусе ездить им нравится, но есть детки, которые утром плохо переносят грунтовку сидя в ПАЗике. Это нужно учитывать.
Уроки начинаются в 9 часов, поэтому собираются неспешно и просыпаемся на полчаса позже,чем просыпались в городе. Не знаю с чем это связано, но факт. Дорога занимает сейчас минут 15, порой автобус незначительно опаздывает, приезжая за 5-10минут до звонка, но дети не засиживаются в раздевалках, на уроки не опаздывают.
Прошлой зимой школьный автобус не приехал всего однажды, когда застрял в соседней деревне, чему дети, конечно же, были рады.
Единственное что напрягает- отсутствие остановки. В дождь и метель дети под открытым небом, но этот вопрос нам обещали решить.
Следующий пункт- это "да чему может научить деревенская школа?!"
Начнём с того, что сейчас все школы России перешли на одну программу-Школа России. В каких-то школах есть ещё несколько программ, у нас в Питере не было.
Но вот что я заметила. Педагог старшей дочери мне нравилась. Я бы с радостью отдала к ней последующих детей, причём учителя мы не выбирали. А вот сыну не повезло: часто, проходя мимо их классных окон, можно было услышать крик учителя. Очень часто. Второе, это её неграмотность. Одно время я даже собирала её "творчество" в родительском чате, желая задать вопрос директору школы. Увы, телефон дети расколотили, поэтому ничего выложить вам на обозрение не смогу. Но ошибки совершенно примитивные типа "я заадно и вам выдам","невижу" и прочее, не говоря о -тся и -ться. Я сама не отличница по русскому языку, но учитель, на мой взгляд, должен закладывать грамотность. А когда ты приходишь на родительское собрание, а там на доске в образце заявления на имя директора "прошу расмотреть"...
Следующий пункт- поездки в музеи.
Когда старшая пошла в первый класс, нам сразу сказали, что никаких совместных мероприятий в нашем классе не будет, мол, нужно заказывать автобус, которого у города нет, автобус нужно сопровождать машиной ГАИ, с которыми тоже очень сложно согласоваться, поэтому забудьте. Мы погрустили, но приняли-в конце концов, в музей можно и с семьёй сходить.(Хотя, если откровенно, часто вы среди года ходите с ребёнком по музеям?) И за три года дочь с классом выбралась лишь на новогоднее представление. Правда, на весенних каникулах в третьем классе детей сводили в музей, но мы по своей вине пропустили-болели). Класс сына, на сколько помню, за год не выбрался никуда.
В деревенской школе только за осень этого года дети побывали с экскурсиями: в Пушкинских горах, в пожарной части, на осенних каникулах классный руководитель отметила, что хоть дети и живут при ж/д станции, многие на электричках не катались и устроила им поездку(с сопровождающими взрослыми, конечно)в райцентр. Утром загрузились в электричку, сами оплачивали билеты, приехав в райцентр посетили местный музей, библиотеку, столовую, прогулялись по парку с военными памятниками( а т.к. она в школе ведёт военно-патриотический кружок, то и о парке, и обо всех памятниках рассказала детям). Пообедали в столовой и так же на электричке вернулись домой. Для начальной школы это,конечно, было запоминающееся приключение.
Помимо этого дети ходят периодически к ветеранам, что я считаю большим плюсом, на день Учителя ходили к бывшим школьным учителям, которые теперь на пенсии. Так же в школу дважды уже приезжал планетарий.
Столовая. Тут ничего не могу сказать, мои кушали и там и там хорошо, вроде бы нравится и нравилось. Бывает, конечно, что не нравится, но в принципе не голодные.
Продлёнка. В городской школе я забирала детей после уроков, на дополнительные занятия они у меня не ходили, т.к. старшая занималась в цирковой студии 5 дней в неделю, а сын полгода ходил на шахматы, а потом всех высадили по домам.
Тут они записались в кружки сами, без моего участия, кто куда хотел. Выбор, конечно, не такой как в городе, но дети при деле. На продлёнке делают домашку. Причём в городе класс в буквальном смысле стоял на головах: носились, вопили, уроки,есстественно,никто не делал, но родителей почему-то обязывали оставлять детей в школе. На мой вопрос, почему теперь домашку не делают(ведь внеурочка часов в 5 заканчивается,а приходя домой, ещё и домашка ожидала), мне завуч ответила, что теперь школа такую услугу не оказывает. Вот как.
В деревне мои со школы приезжают чаще всего со всеми выполненными уроками. Ну или что-то немного не доделано.
Ах, да, дома они уже в 15:40.
Форма. Тоже довольно актуальная тема. В крупных городах форму определяет школа. У знакомой, например, красная клетка, у нас просто синяя форма. Физкультура: белый верх, синий низ.
В нашей деревенской школе, когда я спросила про цвет формы для физ-ры, на меня посмотрели...ну не важно :)
Физ-ра любого цвета, лишь бы подходила по сезону, на уроках же просили придерживаться хоть какой-то строгости. "Лишь бы не джинсы!"
Но я так и не отхожу от синего цвета. В началке у моих девочек белая рубашка или бадлон и синий сарафан. Почему не юбка? За юбкой нужно следить:рубашка часто вылезает, нужно её поправлять. Молния на одной юбке должна быть сзади, на другой сбоку-тоже следи и запоминай.Часто девчонки забывают, из-за чего внешний вид неопрятный. С сарафаном этих проблем нет.
Что ещё? Ах, да, иностранный.
Наша городская школа позиционировалась как одна из сильнейших по немецкому языку.
А т.к. муж с немецкими корнями, первым(и основным) языком мы выбрали немецкий. В 6м классе добавлялся английский. Старшеклассники сдавали аттестацию, которая катируется на поступление в иностранные ВУЗы, начиная с конца начальной школы, детей отправляют по обмену в Германию и т.д.
Но в классе нашей старшей дочери что-то пошло не так.
Во-первых, нам выдали молодого преподавателя, у которого двое маленьких детей. Ну и сами понимаете, первые полгода были одни замены. На заменах дети то рисовали, то пели какие-то песенки по музыке.
Во-вторых, учебники. Учебники на наших детей школой были не закуплены. Потом пошли какие-то накладки с поставками, когда родители взбунтовали, нас покормили завтраками, но к концу ноября учебники выдали.
В итоге домашку дети делали то по распечаткам, то ещё как, а алфавит даже выучен не был. У меня ребёнок не семи пядей во лбу, но когда из 12ти человек к концу года худо-бедно могли читать только 2 или 3 ребёнка...
На следующий год история с учебниками повторилась в точности.
При переезде я волновалась за язык, ведь немецкий не такой распространённый, а в некоторых школах даже и его нет. Но нам повезло: наш педагог знает оба языка. Но старшая к языкам не очень, сын же первый год учит, говорит, что не нравится(много задают), но сам постоянно что-то рассказывает нам про английский.
Наверно буду заканчивать, тема получилась и так объёмная. Это основные вопросы, которые были актуальны мне.
Не коснулась ещё вопроса о самих детях, как они влились в новый коллектив, о б одноклассниках. Но это всё опишу в другой статье.