Что изучает современная психология? Вместе с этим вопросом сразу стоит отметить следующий ключевой момент. Учёные считают психологию особой наукой, но которая пока ещё не развита в должной степени. С чем это связано?
На самом деле, всё «вращается» вокруг предмета изучения науки психологии. Конечно, психология – это о человеке. Однако научная познавательная деятельность не проникает объективно в психику человека. И вот тут как раз возникают всякие, так сказать, недоразумения. В связи с чем, сложилась такая ситуация, что настоящая наука как бы обходит стороной внутренний мир человека, делая ставку на исследование проявления психики. То есть во многом изучает – поведение.
Да, в целом, психологией декларируется часто, что она изучает именно психику. Но разве объективные методы науки позволяют это делать непосредственно? В частности, можно ли наблюдать психику? Поэтому говорят о многообразных проявлениях психики. А психика проявляет себя в поведении. Между тем, существуют методы самонаблюдения, но это несколько другая тема.
Если провести корреляцию с историей психологии, которая изучает, по большому счёту, «историю идей», то наряду с этим мы затрагиваем информационную подоплёку психологической науки. Психология развивается на фундаменте информационной теории, когда акцентируется внимание на сознании. Здесь же включается общественное начало, когда речь заходит о культуре или общественном сознании.
Так, давайте немного рассмотрим вехи истории, в рамках которых происходило становление науки психологии. Какие особенности данного процесса допустимо отследить?
Ну, как говорится, «погнали». В науке принято выделять так называемый, донаучный период развития психологии, затрагивающий временной интервал – VII – VI вв. до н.э. Это вплоть до начала рассвета античности. Мы уже свыклись с такой периодизацией развития, как общества, так и науки. Ладно, предполагаемый период донаучного развития психологии объединяет исторические этапы развития науки, такие как протонаука и преднаука. В чём тут суть? Преднаука, по заверениям историков, носила характер больше религиозно-духовного изыскания, а передовые умы людей того времени владели, так называемым оккультным знанием. А в народе была широко распространена вера в душу.
Собственно, с духовного начала психология и начинается. И психология – «наука о душе». Конечно, никаких методов исследования души тогда не существовало. Даже намёков на систематизацию знаний не было. Тем не менее, люди довольствовались личным опытом, возникающим, например, при наблюдении за собой и другими членами общества. И этап преднауки считается этапом в истории, когда человек обратил свой познавательный взор к природе самого себя. Зарождение психологии?
Новый, уже во многом научный этап развития психологии связан с античностью, философскими измышлениями, и он продолжался вплоть до начала XIX века. Психология длительное время существовала в слиянии с философией! Хотя на одном из витков развития античной науки (конец IV в. – II – I вв. до н. э.) синтез науки и философии распался, и произошла дифференциация научного знания по дисциплинам. Тогда появились и первые гуманитарные науки, например, выделилась наука о языке. С чем это связано?
Со своей стороны, мы предполагаем, что все изменения предопределило развитие общественного сознания. И фактора ментальности в нём. Человек становился всё более объективным. Получило свой импульс развития естествознание. Чем же отличалась античная психология в период от VII в. до н.э. – до III в н.э.? Тем, что душа принималась за первооснову тела. Тело считалось инертным механизмом, но активизирующим принципом являлась душа. И уже душа определяла поведение человека. Что-то в этом есть, на наш взгляд. Здесь же предпринимались действия по изучению процесса познания. В конце концов, античный уклад в исторической перспективе сменился правилами Средневековья (IV – XV вв. н.э.).
Как повлияли эти правила на психологию? Если кратко, душа всецело стала предметом внимания богословия. Научное познание фактора души практически прекратилось. Возобладала эмоциональность в общественном сознании? Однако по отношению к психологии развивается интроспективный подход к проблеме. Уже с приходом эпохи Возрождения и Нового времени (XV – XVII вв.) наука опять «отыграла своё право» на объективный взгляд. Наметился уход от оккультизма и сакральных знаний. Но религиозное влияние оставалось. В этих условиях психология преобразовалась в науку о сознании. «Борьба мировоззрений» делала своё дело.
Учёные Нового времени не теряли зря времени, они пытались объяснить эмоции, была выдвинута теория рефлексов. В области психологии исследовались бессознательные уровни психики. Всё это мы рассматриваем как шаги отказа от внутреннего определяющего стержня, и разворот в сторону объективных, ощутимых явлений. На первый план начинает выходить изучение поведенческих реакций.
Где-то до середины XIX века психология приобретает экспериментальный характер. Замечательно, как раз опыты да эксперименты являются одним из признаков науки. Скорее всего, именно это обстоятельство позволило психологии выделиться в самостоятельную науку. Тогда же психология отмежевалась от философии (только в XIX веке). Наконец, психология отделила свой предмет изучения от предмета философии. А ведь различные научные дисциплины «расстались» с философией гораздо раньше. Почему же всё так?
Заметим, сегодня философия гносеологически в свою научную сферу включает вопросы познания. Но как же тесно связно познание с сознанием. Не правда ли? Может быть, как раз данное обстоятельство и не давало психологии «пуститься в свободное плавание»? Но правильно ли психология определилась со своим предметом изучения? С позиции объективности, когда доминируют естественнонаучные методы, исследовать поведение оправдано. Но психология должна смотреть внутрь человеческой природы. Это иной метод и иной предмет. Неужели снова «душа»?