Разбирая историю родной страны, как я уже говорил в предыдущей части, мы предпочитаем рассматривать её через "розовые очки" разнообразных идеологий - "коммунизм", "всемирная революция", "славянский мир" и т.д. Но на самом деле государство - это социум. А социум - это огромный организм. И он существует в конкурентном мире, где одни организмы пожирают другие, да.
Поэтому рассматривать историю наших взаимоотношений с соседними государствами, да и вообще - в международном масштабе, надо исходя из реальных интересов государства. Иногда - в нашем случае чаще, чем у других государств - наши дипломаты и наше правительство действительно руководствовалось в международных отношениях принципами идеализма. И зачастую это приводило к ужасающим результатам.
Условно говоря - если мы помогаем Казахстану или Турции предотвратить государственные перевороты, мы делаем это в рамках наших национальных интересов, а не из любви к ближнему своему. Тогда мы получаем от этого выгоду. А вот если мы спасаем наших "братушек" болгаров от турецких башибузуков просто потому, что они "братья-славяне" - то получаем по итогам Сан-Стефанский мир - убогий и бессмысленный.
Для лучшего понимания того, что и почему наши предки творили с сопредельными странами и союзными республиками в прошлом, нам надо прежде всего рассматривать такие действия и их побудительные мотивы с точки зрения "Политического реализма". Политический реализм — это направление в политике и в теории международных отношений, которое гласит, что государственный политический курс исходит прежде всего из практических соображений, а не идеологических или моральных.
Государства, как и любые организмы, озабочены в основном самосохранением. Правильным поведением для них является инстинкт выживания и получение прибыли за счёт других государств-организмов, для чего требуется максимизация своей военной, политической и экономической мощи. Таким образом по своей природе государства эгоистичны, так что доверия между ними мало, а альтруизма нет совсем.
По сути в международной политике царит "закон джунглей" и "право сильного". Чем могущественнее государство, тем меньше оно обращает внимания на идеологию. Могущественные государства делают то, что могут, в то время как слабые государства — то, что им позволят. Поэтому на интересы малых государств всем плевать. Каждое государство на международной арене руководствуется только своими национальными интересами
Поэтому, оценивая исторические события - в том числе и происходящие сейчас, нам надо прежде всего задаваться вопросом: "А это нам выгодно?". Если ответ - да, то производимые действия оправданы, даже если они идут в разрез с существующими понятиями о морали. Лгать, убивать, нарушать законы - всё это можно и нужно делать, если того требуют государственные интересы. Так говорил Макиавелли и его теории выдержали испытание временем.
Так что не надо считать наше государство обязанным в международной политике быть добреньким альтруистом. Не надо требовать от него поступать хорошо, надо требовать от него соблюдения национальных интересов - приращения земель, устранения конкурентов, наращивания мощи. Вот когда наше государство станет самым могущественным в мире - вот тогда и можно будет поговорить об альтруизме. А до тех пор нам надо быть жестокими...
Продолжение следует...
Искренне ваш, Могилёв Алексей.
Внимание! Мнение автора полностью совпадает с мнением редакции!