Найти тему

Знание родной истории. Часть 2.

Разбирая историю родной страны, как я уже говорил в предыдущей части, мы предпочитаем рассматривать её через "розовые очки" разнообразных идеологий - "коммунизм", "всемирная революция", "славянский мир" и т.д. Но на самом деле государство - это социум. А социум - это огромный организм. И он существует в конкурентном мире, где одни организмы пожирают другие, да.

Карикатуры в этом смысле достаточно точно отображают действительность, сравнивая государства с хищниками.
Карикатуры в этом смысле достаточно точно отображают действительность, сравнивая государства с хищниками.

Поэтому рассматривать историю наших взаимоотношений с соседними государствами, да и вообще - в международном масштабе, надо исходя из реальных интересов государства. Иногда - в нашем случае чаще, чем у других государств - наши дипломаты и наше правительство действительно руководствовалось в международных отношениях принципами идеализма. И зачастую это приводило к ужасающим результатам.

Русско-турецкая война 1877—1878 годов — война между Российской империей и союзными ей балканскими государствами, с одной стороны, и Османской империей, с другой. Целью войны Россией была альтруистически провозглашена свобода православных славян от турецкого владычества.
Русско-турецкая война 1877—1878 годов — война между Российской империей и союзными ей балканскими государствами, с одной стороны, и Османской империей, с другой. Целью войны Россией была альтруистически провозглашена свобода православных славян от турецкого владычества.

Условно говоря - если мы помогаем Казахстану или Турции предотвратить государственные перевороты, мы делаем это в рамках наших национальных интересов, а не из любви к ближнему своему. Тогда мы получаем от этого выгоду. А вот если мы спасаем наших "братушек" болгаров от турецких башибузуков просто потому, что они "братья-славяне" - то получаем по итогам Сан-Стефанский мир - убогий и бессмысленный.

Итоги русско-турецкой войны 1877-1878 годов. Была восстановлена государственность Болгарии, увеличились территории Сербии, Черногории, Валахии и Молдавии, Россия потеряла более 100 000 человек и огромные средства за присоединение Карса, Ардагана и Батума.
Итоги русско-турецкой войны 1877-1878 годов. Была восстановлена государственность Болгарии, увеличились территории Сербии, Черногории, Валахии и Молдавии, Россия потеряла более 100 000 человек и огромные средства за присоединение Карса, Ардагана и Батума.

Для лучшего понимания того, что и почему наши предки творили с сопредельными странами и союзными республиками в прошлом, нам надо прежде всего рассматривать такие действия и их побудительные мотивы с точки зрения "Политического реализма". Политический реализм — это направление в политике и в теории международных отношений, которое гласит, что государственный политический курс исходит прежде всего из практических соображений, а не идеологических или моральных.

Эту фразу любят приписывать Аль Капоне, но на самом деле её произнёс его бухгалтер, что вполне логично.
Эту фразу любят приписывать Аль Капоне, но на самом деле её произнёс его бухгалтер, что вполне логично.

Государства, как и любые организмы, озабочены в основном самосохранением. Правильным поведением для них является инстинкт выживания и получение прибыли за счёт других государств-организмов, для чего требуется максимизация своей военной, политической и экономической мощи. Таким образом по своей природе государства эгоистичны, так что доверия между ними мало, а альтруизма нет совсем.

-5

По сути в международной политике царит "закон джунглей" и "право сильного". Чем могущественнее государство, тем меньше оно обращает внимания на идеологию. Могущественные государства делают то, что могут, в то время как слабые государства — то, что им позволят. Поэтому на интересы малых государств всем плевать. Каждое государство на международной арене руководствуется только своими национальными интересами

У России, как сказал Александр III, есть только два союзника - армия и флот.
У России, как сказал Александр III, есть только два союзника - армия и флот.

Поэтому, оценивая исторические события - в том числе и происходящие сейчас, нам надо прежде всего задаваться вопросом: "А это нам выгодно?". Если ответ - да, то производимые действия оправданы, даже если они идут в разрез с существующими понятиями о морали. Лгать, убивать, нарушать законы - всё это можно и нужно делать, если того требуют государственные интересы. Так говорил Макиавелли и его теории выдержали испытание временем.

Никколо ди Бернардо Макиавелли — итальянский мыслитель, политический деятель, философ, писатель, автор военно-теоретических трудов.
Никколо ди Бернардо Макиавелли — итальянский мыслитель, политический деятель, философ, писатель, автор военно-теоретических трудов.

Так что не надо считать наше государство обязанным в международной политике быть добреньким альтруистом. Не надо требовать от него поступать хорошо, надо требовать от него соблюдения национальных интересов - приращения земель, устранения конкурентов, наращивания мощи. Вот когда наше государство станет самым могущественным в мире - вот тогда и можно будет поговорить об альтруизме. А до тех пор нам надо быть жестокими...

Продолжение следует...

Искренне ваш, Могилёв Алексей.

Внимание! Мнение автора полностью совпадает с мнением редакции!