Российский Минздрав назвал «пропагандистской провокацией» данные ООН о том, что Россия входит в пятерку стран по темпам распространения ВИЧ-инфекции. По данным ведомства, в стране один из лучших в мире показателей по тестированию на ВИЧ, а количество инфицированных, наоборот, снижается. Как происходит подсчет числа заболевших, и чьи данные более точные — в материале RTVI.
Отчет UNAIDS и ECDC
7 декабря Объединенная программа ООН по ВИЧ/СПИДу (UNAIDS) и Европейский центр профилактики и контроля заболеваний (ECDC) опубликовали отчет. Всего по данным организаций, в 2021 году ВИЧ-инфекцией заразились примерно 1,5 млн человек по всему миру. Россия по итогам 2021 года вошла в топ-5 стран с самой высокой скоростью распространения ВИЧ-инфекции. Первая пятерка выглядит так:
- Южная Африка (14% новых случаев заражения в мире);
- Мозамбик (6,5%);
- Нигерия (4,9%);
- Индия (4,2%);
- Россия (3,9%).
При этом позади России в этом списке оказались Танзания, Уганда, Замбия, Кения и Бразилия.
Эксперты пояснили, что почти треть из 1,5 млн новых случаев заражения приходилась на Южную Африку, Мозамбик, Нигерию, Танзанию и Уганду. Это, по их данным, позволяет говорить, что страны Африки к югу от Сахары остаются эпицентром распространения ВИЧ.
В конце ноября глава Минздрава Михаил Мурашко сообщил, что, по данным за 2021 год, в России проживает более 850 тыс. человек с ВИЧ. При этом количество новых случаев заражения ВИЧ-инфекцией в России в минувшем году составило почти 59 тыс. человек.
В марте 2022 года свои данные представил и Роспотребнадзор. По оценкам ведомства, на 31 декабря 2021 года в России проживали 1 137 596 россиян с лабораторно подтвержденной ВИЧ-инфекцией, а число новых выявленных случаев составило 71 019.
Позиция Минздрава
В Минздраве, комментируя отчет UNAIDS и ECDC, заявили, что он не соответствует действительности и является «пропагандистской провокацией».
«Данные, на которые ссылается автор первоначальной публикации, без проверки растиражированной другими СМИ, произвольно и тенденциозно интерпретируют цифры из различных источников, накапливающих информацию о распространении эпидемии ВИЧ/СПИД за разные годы наблюдений», — говорится в заявлении ведомства.
По данным министерства, в России один из лучших в мире показателей по тестированию на ВИЧ: в 2021 году тест на инфекцию сделали 42 млн человек, то есть почти треть населения. Ведомство также напоминает, что антиретровирусную терапию получают 84% ВИЧ-положительных жителей страны.
Кроме того, Минздрав настаивает, что заболеваемость ВИЧ-инфекцией в России снижается.
«Суммарно заболеваемость с 2018 по 2021 год снизилась на 31,4%, с 58,6 до 40,2 на 100 тыс. населения», — утверждают в ведомстве.
«Любые цифры можно трактовать как угодно»
Академик РАН, руководитель специализированного научно-исследовательского отдела эпидемиологии и профилактики СПИД ЦНИИ эпидемиологии Роспотребнадзора Вадим Покровский пояснил RTVI, что отчет представила «некая организация, которая воспользовалась данными UNAIDS, а также Европейского центра [профилактики и контроля заболеваний, ECDC]».
«Они взяли данные Минздрава, что было около 50 тыс. заболевших в России в прошлом году, а затем сравнили с данными, которые собрал UNAIDS по другим странам. Это не очень совместимые данные и у них получилось, что Россия на пятом месте. Некорректно было проводить расчеты так, как они сделали», — отметил он.
При этом академик РАН не может оценить, насколько цифры Минздрава более точны, «потому что это их собственные расчеты».
«Но им [Минздраву] нет смысла жаловаться, раз данные были отосланы в Европейский центр. Самое главное, что следует учесть — это то, что 50 тыс. новых случаев тоже очень много. Понятно, что сейчас любые цифры можно трактовать как угодно, в том числе с политической точки зрения», — сказал Покровский.
Минздраву в любом случае есть над чем задуматься, считает собеседник RTVI, поскольку 50 тыс. новых случаев — это довольно много по сравнению с другими европейскими странами. «Поэтому вывод только один: Минздраву надо еще работать и работать, потому что что-то не так пока еще в борьбе со СПИДом в Российской Федерации», — добавил он.
«Ведомства давно спорят»
Активистка движения «Пациентский контроль» Юлия Верещагина в разговоре с RTVI отметила, что, согласно принятой в 2016 году стратегии Объединенной программы ООН по ВИЧ/СПИДу, Россия и другие страны должны были достигнуть показателей «90-90-90» к 2020 году: 90% людей с ВИЧ должны знать свой статус, 90% знающих статус — получать терапию, 90% получающих терапию — иметь неопределяемую вирусную нагрузку, когда вирус нельзя передать другому человеку. Однако большинство государств не достигли этих целей, добавила она.
«Оценить вклад России и вовсе не удалось, так как Минздрав учитывает только тех людей, живущих с ВИЧ, которые встали на диспансерный учет», — пояснила активистка.
В докладе UNAIDS «Не упустить момент», выпущенном в июле 2020 года, констатировалось, что только 14 из около 200 стран, поддерживающих декларацию 2016 года по искоренению ВИЧ, достигли целевых показателей к указанному сроку. Речь, в частности, идет об Австралии, Ботсване, Камбодже, Ирландии, Испании, Таиланде и Уганде.
Минздрав в своем заявлении говорит, что в 2021 году охват антиретровирусной терапией составил более 84%, и что это очень высокий показатель, отмечает собеседница RTVI. Но министерство, в отличие от Роспотребнадзора, считает не от общего числа лиц, живущих с ВИЧ-инфекцией, а только тех, кто внесен в федеральный регистр.
«И ведомства давно спорят, как считать заболевших», — подчеркнула Верещагина.
Она обратила внимание на то, что в отчете UNAIDS и ECDC благодарят российский Минздрав за предоставленную информацию, поэтому что именно вызвало недовольство ведомства, следует уточнять у него.
Кроме того, активистка «Пациентского контроля» указала на то, что в своем заявлении Минздрав сообщает, что «Россия — одна из немногих стран, которая имеет собственную программу по борьбе с ВИЧ-инфекцией и самостоятельно ее финансирует из средств федерального бюджета, в то время как другие страны обычно используют гранты, предоставляемые такими международными организациями, как UNAIDS».
«На самом деле программы по закупке АРВ-терапии в других странах финансируются не UNAIDS, а Глобальным фондом по борьбе с ВИЧ/СПИД. И это разные абсолютно организации с разными направлениями», — уточнила она.
При этом собеседница RTVI признает, что в сравнении с другими странами Восточной Европы и Центральной Азии, Россия действительно тратит очень много бюджетных средств на лечение ВИЧ.
«Это большое достижение, что у нас увеличивается с каждым годом сумма расходов на закупку терапии. Растет ли она медленнее, чем хотелось бы? Да, несомненно. Ведь чем больше охват пациентов лечением, тем меньше распространение ВИЧ-инфекции: люди с ВИЧ, принимая эффективную терапию, не могут передать вирус дальше», — пояснила активистка.
В разговоре с RTVI Верещагина также отметила выступление директора Департамента организации экстренной медицинской помощи и управления рисками Минздрава Инны Куликовой на на VIII Всероссийском форуме для специалистов по профилактике и лечению ВИЧ/СПИДа, который прошел 28 ноября в Москве.
«Выступая с докладом о реализации госстратегии по противодействию распространения ВИЧ в России, она сделала существенный акцент на необходимости правильно заполнять федеральный регистр лиц с ВИЧ и вносить туда всех пациентов, а не только тех, кто получает АРВ-препараты (для антиретровирусной терапии), как делают в некоторых регионах. Отрадно было услышать, что проблема с заполнением регистра признается», — заключила активистка.
Причины расхождения данных
Как отмечал «Коммерсант», оценки числа россиян, живущих с ВИЧ, предоставляемые Минздравом и Роспотребнадзором, традиционно расходятся практически во все время наблюдений, которое официально началось с 1987 года.
Например, в 2017 году Минздрав сообщал, что на диспансерном учете в течение 2016 года состоял 658 141 человек, инфицированный вирусом иммунодефицита, что, по их данным, на 13% больше, чем годом ранее (581 716 граждан). В свою очередь Вадим Покровский заявлял, что на 30 сентября 2016 года с лабораторно подтвержденным ВИЧ в России жили 854 187 человек и, «исходя из грубой прикидки», еще примерно 500—600 тыс. человек не знали о своем диагнозе.
По словам эксперта Роспотребнадзора, Минздрав создает стандарты и регистры, чтобы выяснить, сколько пациентов зарегистрировано и сколько для них необходимо закупать лекарств. Однако, считает академик, эти данные не имеют никакого отношения к оценке эпидемиологической ситуации, поскольку многие просто не обращаются за медпомощью. Покровский настаивает: в вопросах оценки эпидобстановки и организации профилактических мероприятий «основное значение» имеет именно статистика Роспотребнадзора.
В Минздраве еще в 2017 году заявляли, что «лабораторный мониторинг — значительно менее точный инструмент, который не предполагает такой степени персонификации информации относительно выявленного случая». Например, один и тот же человек, сдавший тест на ВИЧ и получивший положительный результат в нескольких учреждениях, фиксируется в мониторинге как несколько отдельных случаев, чего нет в официальной статистической информации, отмечали в ведомстве.
По словам аналитика фонда «Нужна помощь» и проекта «Если быть точным» Ксении Бабихиной, в данных Минздрава она и ее коллеги наблюдают отсутствие движения по численности больных ВИЧ уже несколько лет и даже снижение численности людей, живущих с ВИЧ (ЛЖВ).
«Фактически на протяжении пяти лет мы наблюдаем цифру в плюс-минус 850 тыс. человек. Примечательно, что в последние годы регистрируется 60—80 тыс. случаев в год (опять же в зависимости от источника), а умирает с ВИЧ примерно 30 тыс. человек в год. Итого: ежегодно прирост новых людей, живущих с ВИЧ (ЛЖВ) должен быть как минимум 30 тыс. и как максимум 50—60 тыс. человек», — пояснила она в разговоре с «Коммерсантом».
Коалиция по готовности к лечению (ITPC) в своих отчетах использует данные Роспотребнадзора, рассказал «Ъ» представитель организации Алексей Михайлов. Он объяснил этом тем, что информация ведомства открыта и регулярно обновляется, в то время как официальные публикации актуальных данных Минздрава, напротив, недоступны, общественники и пациенты периодически могут видеть их только в СМИ.
Член делегации НКО в Координационном совете ЮНЭЙДС Алексей Лахов сообщил «Би-би-си», что расхождения в статистике и споры о ее точности, помимо прочего, имеют еще денежные и бюрократические причины. По его словам, чем больше людей знают о своем ВИЧ-статусе, тем больше принимают антиретровирусную терапию, и тем больше на них расходы бюджета.
В 2018 году академик Покровский говорил, что для контроля над распространением ВИЧ в России нужно выделить порядка 100 млрд рублей, отмечает «Би-би-си». При этом, по его словам, только на ежегодную закупку лекарств необходимо 50 млрд, а выделяется только 30 млрд.