Поговорить о фильме «Молодая гвардия» Сергея Герасимова я решила не случайно. Сегодня он вновь становится актуальным. Ведь активно обсуждается вопрос о возвращении романа А. А. Фадеева в школьную программу. Значит и вновь возникнет внимание к старому фильму.
Фильм «Молодая гвардия» был снят в 1948 году. Его литературный первоисточник – одноименный роман Александра Фадеева. А сюжет и романа, и фильма, как известно основан на реальных исторических событиях. В 1942 году в шахтерском городе Краснодоне была основана подпольная антифашистская комсомольская организация «Молодая гвардия», члены которой вели скрытую войну против оккупировавших город немецко-фашистских войск и героически погибли.
Основное достоинство фильма: он снимался, что говориться, по «горячим следам». Только окончилась страшная война. Еще были живы свидетели грозных событий. В душе не затянулись раны, не переболели страдания. Именно потому, что создатели фильма принадлежали к той великой эпохе, всё в фильме и выглядит столь органично.
Позже Сергей Герасимов так вспоминал о съемках «Молодой гвардии»: «все участники были связаны с только что закончившейся войной самым неразрывным образом. Все видели её глаза в глаза. Почти все парни побывали на фронте, вернулись с ранениями и орденами. Несмотря на юные годы, война стала их бытом, и ничего не нужно было воображать. Надо было только вспоминать».
Тем более, что съёмки фильма проходили на месте событий — в Краснодоне. Для консультации приглашались очевидцы, в том числе родители, родственники погибших молодогвардейцев.
Бесспорно, для жителей Краснодона и окрестных хуторов съёмки «Молодой гвардии» были ожившей историей. Съемочную площадку всегда окружали зрители. А когда снимали эпизод с казнью молодогвардейцев — вокруг собрался почти весь город. Люди в толпе рыдали… Напряжённая сцена и без этого давалась сложно — молодые артисты путались, приходилось делать много дублей, многие получили ушибы при падении. А после завершения съемок сцены казни молодых героев горожане бросились обнимать актеров, словно это были воскресшие «молодогвардейцы».
Герасимовская «Молодая гвардия» – фильм очень динамичный. Подробно и мастерски показаны сцены боевых действий молодых подпольщиков: водружение знамени над городом, поджог биржи, освобождение пленных, другие эпизоды, характеризующие активность молодогвардейцев, их действенный патриотизм.
Но самое главное, это то, что через динамику и движение раскрывается психология героев, их неповторимые характеры.
Вообще, актеры в «Молодой гвардии» – это особая тема, о которой можно говорить очень долго.
Почти все исполнители главных ролей были студентами ВГИКа. Если бы существовал приз за «самый многочисленный дебют в советском кино», «Молодая гвардия» легко бы его взяла. Это была первая работа для почти сорока кинематографистов — от актёров до операторов и художников.
Что же касается актеров, то большую их часть Сергей Герасимов подготовил в своей объединенной актерско-режиссерской мастерской. Инна Макарова, Нонна Мордюкова, Сергей Гурзо и многие другие, ставшие позже ведущими актерами советского кино, дебютировали именно в «Молодой гвардии».
А еще, если сравнивать фото реальных молодогвардейцев, то нельзя не заметить их сходство с игравшими их актерами в фильме Герасимова. И дело не только в портретном сходстве. Оно не всегда буквально. Дело в какой-то неуловимой и неповторимой внутренней энергетике. И опять же это объясняется, на мой взгляд, тем, что актеры играли своих современников.
Вот, например, Люба Шевцова в исполнении Инны Макаровой. На прототип, вроде, и не слишком похожа. Актриса эффектней, харизматичней. Но характерную черту реальной девушки Инне Макаровой удалось передать. Ее Любка такая же дерзкая, отважная и веселая, какой и была в жизни.
Или Ульяна Громова. Совсем другой характер. Романтичная, возвышенная, серьезная девушка. Ее должна была играть Клара Лучко, именно она играла Улю в студенческом спектакле. Актриса уже была утверждена, но неожиданно перед самым началом съемок Сергей Герасимов изменил свое решение и отдал эту роль другой студентке – Нонне Мордюковой. Увидел в ней новое решение образа. Как отмечали некоторые критики, Ульяна Громова Нонны Мордюковой получилась величественной, иконописной героиней.
Кстати, утверждение Мордюковой на эту важную роль случилось еще и потому, что гениальный режиссер был в то время просто безумно влюблен в юную студентку. Сражен ее самобытным талантом, невероятной фактурностью. «Как увижу ее ноги в земле, как молодая картошка, – так люблю ее еще сильнее», – признавался он другу. Известно, что Герасимов даже всерьез задумался о разводе…
Для наибольшей убедительности в создании образа актерам приходилось общаться с родителями погибших героев. Те нередко оценивали актерскую игру, что-то подсказывали.
Так, мать Ульяны в общении с юной Нонной Мордюковой, сказала той: «Тебя, девушка, хорошо подобрали на роль Ульяши, только ты очень смуглая, а Ульяша была белотелая. Скажи там, чтоб тебя подгримировали».
А игравший Олега Кошевого актер Владимир Иванов, кстати, бывший фронтовой разведчик, так и вовсе был настолько похож на прототип, что даже родители погибшего называли актера Олегом. Вживаясь в образ, перед сценами казни и допросов Владимир не ел несколько дней, чтобы выглядеть в кадре действительно истощенным, а после окончания
съемок упал в голодный обморок.
Успел побывать на фронте и Сергей Бондарчук, игравший руководителя комсомольцев-подпольщиков Валько. У него, кстати, возникли на съемочной площадке романтические чувства с Инной Макаровой. Позже они поженились.
Если актеры-«молодогвардейцы» сразу же стали любимцами местного населения, то их коллегам, сыгравшим отрицательных персонажей, предателей и фашистов, досталась незавидная участь. Например, Евгения Моргунова, исполнившего роль предателя Стаховича, мальчишки избили в парке, а после выхода фильма на экраны актер получил около 3 тысяч писем оскорбительного содержания, где разгневанные зрители называли его «подонком», отождествляя его с персонажем.
Чем больше размышляешь над «Молодой гвардией» С. А. Герасимова, тем сильнее утверждаешься в мысли: нет, фильм, спустя десятки лет, нисколько не устарел. И это особенно очевидно, когда сравниваешь это кинопроизведение с неудачным современным сериалом, вышедшим недавно.
За работу над фильмом режиссёр Сергей Герасимов и актёры Владимир Иванов, Нонна Мордюкова, Людмила Шагалова, Сергей Гурзо и Инна Макарова получили Сталинскую премию. Впервые такую высокую награду вручали студентам-дебютантам.
Фильм «Молодая гвардия» стал лидером проката в 1948 г. и пользовался феноменальным успехом у зрителей – его пересматривали по несколько раз.
«Молодая гвардия» оказала огромное влияние на советское кино. Много писали, что в данном кинопроизведении режиссеру удалось показать не только мощный патриотический порыв, но и детально воссоздать обстановку действия, показать события и людей с бытовой точки зрения, сохранив при этом их историческую масштабность.
Между прочим, и современные критики отмечают незаурядные режиссерские находки фильма. Например, обращают внимание на то, что актеры, подобранные на роли фашистов, имеют неприятно угловатую внешность. Этим режиссёр как бы намекает на их сходство с бесовской нечистой силой. Выделяют также сцену клятвы Олега Кошевого, снятую очень необычно. Лица, высвечиваемые камерой оператора на почти черном фоне, несут заряд невероятного напряжения и создают эффект героичности и фатальной обреченности.
Известно, что роман Фадеева «Молодая гвардия» был популярен не только в СССР, но и за рубежом. Даже утверждают, что кубинский команданте Че Гевара носил в рюкзаке книгу Фадеева.
Думается, что сегодня и книга Фадеева, и фильм Герасимова все же нужны зрителю. Особенно молодому. Хотя бы для того, чтобы вспомнить: молодость – это время «безумства храбрых».
Пишите в комментариях свои мнения.
Чтобы не пропустить новые статьи, подписывайтесь на мой канал "Любопытная Варвара"