Найти тему
КУЛЬТУРА.РФ

10 цитат из нобелевской лекции Иосифа Бродского

Мы собрали 10 цитат из нобелевской речи Иосифа Бродского, которую он произнес 8 декабря 1987 года.. Узнайте, что он говорил о главных заслугах литературы и о «худшем преступлении» против нее, о том, почему искусство не должно говорить на языке народа и почему выбирать правителей следует не по политическим взглядам, а по читательским вкусам.

ИОСИФ БРОДСКИЙ НАГРАЖДЕН НОБЕЛЕВСКОЙ ПРЕМИЕЙ. СТОКГОЛЬМ, ШВЕЦИЯ, 1987 ГОД. ФОТОГРАФИЯ: ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЛИТЕРАТУРНО-МЕМОРИАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ АННЫ АХМАТОВОЙ В ФОНТАННОМ ДОМЕ, САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
ИОСИФ БРОДСКИЙ НАГРАЖДЕН НОБЕЛЕВСКОЙ ПРЕМИЕЙ. СТОКГОЛЬМ, ШВЕЦИЯ, 1987 ГОД. ФОТОГРАФИЯ: ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЛИТЕРАТУРНО-МЕМОРИАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ АННЫ АХМАТОВОЙ В ФОНТАННОМ ДОМЕ, САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
«Язык и, думается, литература — вещи более древние, неизбежные, долговечные, чем любая форма общественной организации. Негодование, ирония или безразличие, выражаемое литературой по отношению к государству, есть, по существу, реакция постоянного, лучше сказать — бесконечного, по отношению к временному, ограниченному. По крайней мере, до тех пор пока государство позволяет себе вмешиваться в дела литературы, литература имеет право вмешиваться в дела государства»

«Одна из заслуг литературы и состоит в том, что она помогает человеку уточнить время его существования, отличить себя в толпе как предшественников, так и себе подобных, избежать тавтологии, то есть участи, известной иначе под почетным названием «жертвы истории». Искусство вообще и литература в частности тем и замечательно, тем и отличается от жизни, что всегда бежит повторения»
ИОСИФ БРОДСКИЙ НАГРАЖДЕН НОБЕЛЕВСКОЙ ПРЕМИЕЙ. СТОКГОЛЬМ, ШВЕЦИЯ, 1987 ГОД. ФОТОГРАФИЯ: ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЛИТЕРАТУРНО-МЕМОРИАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ АННЫ АХМАТОВОЙ В ФОНТАННОМ ДОМЕ, САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
ИОСИФ БРОДСКИЙ НАГРАЖДЕН НОБЕЛЕВСКОЙ ПРЕМИЕЙ. СТОКГОЛЬМ, ШВЕЦИЯ, 1987 ГОД. ФОТОГРАФИЯ: ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЛИТЕРАТУРНО-МЕМОРИАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ АННЫ АХМАТОВОЙ В ФОНТАННОМ ДОМЕ, САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
«На сегодняшний день чрезвычайно распространено утверждение, будто писатель, поэт в особенности, должен пользоваться в своих произведениях языком улицы, языком толпы. При всей своей кажущейся демократичности и осязаемых практических выгодах для писателя, утверждение это вздорно и представляет собой попытку подчинить искусство, в данном случае литературу, истории. Только если мы решили, что «сапиенсу» пора остановиться в своем развитии, литературе следует говорить на языке народа. В противном случае народу следует говорить на языке литературы»

«Чем богаче эстетический опыт индивидуума, чем тверже его вкус, тем четче его нравственный выбор, тем он свободнее — хотя, возможно, и не счастливее»

«Если тем, что отличает нас от прочих представителей животного царства, является речь, то литература, и в частности поэзия, будучи высшей формой словесности, представляет собою, грубо говоря, нашу видовую цель»
ИОСИФ БРОДСКИЙ (СПРАВА) ОБЪЯВЛЕН ЛАУРЕАТОМ НОБЕЛЕВСКОЙ ПРЕМИИ ПО ЛИТЕРАТУРЕ. 1987 ГОД. ФОТОГРАФИЯ: MARTIN CLEAVER / ТАСС
ИОСИФ БРОДСКИЙ (СПРАВА) ОБЪЯВЛЕН ЛАУРЕАТОМ НОБЕЛЕВСКОЙ ПРЕМИИ ПО ЛИТЕРАТУРЕ. 1987 ГОД. ФОТОГРАФИЯ: MARTIN CLEAVER / ТАСС
«Я далек от идеи поголовного обучения стихосложению и композиции; тем не менее подразделение людей на интеллигенцию и всех остальных представляется мне неприемлемым. В нравственном отношении подразделение это подобно подразделению общества на богатых и нищих; но, если для существования социального неравенства еще мыслимы какие-то чисто физические, материальные обоснования, для неравенства интеллектуального они немыслимы»

«…Мне кажется, что в качестве собеседника книга более надежна, чем приятель или возлюбленная. Роман или стихотворение — не монолог, но разговор писателя с читателем — разговор, повторяю, крайне частный, исключающий всех остальных, если угодно — обоюдно мизантропический. И в момент этого разговора писатель равен читателю, как, впрочем, и наоборот, независимо от того, великий он писатель или нет»
ИОСИФ БРОДСКИЙ (СПРАВА) ОБЪЯВЛЕН ЛАУРЕАТОМ НОБЕЛЕВСКОЙ ПРЕМИИ ПО ЛИТЕРАТУРЕ. 1987 ГОД. ФОТОГРАФИЯ: MARTIN CLEAVER / ТАСС
ИОСИФ БРОДСКИЙ (СПРАВА) ОБЪЯВЛЕН ЛАУРЕАТОМ НОБЕЛЕВСКОЙ ПРЕМИИ ПО ЛИТЕРАТУРЕ. 1987 ГОД. ФОТОГРАФИЯ: MARTIN CLEAVER / ТАСС
«…Положение, при котором искусство вообще и литература в частности является достоянием (прерогативой) меньшинства, представляется мне нездоровым и угрожающим. Я не призываю к замене государства библиотекой — хотя мысль эта неоднократно меня посещала, — но я не сомневаюсь, что, выбирай мы наших властителей на основании их читательского опыта, а не на основании их политических программ, на земле было бы меньше горя»

«…Ни один уголовный кодекс не предусматривает наказаний за преступления против литературы. И среди преступлений этих наиболее тяжким является не цензурные ограничения и т. п., не предание книг костру. Существует преступление более тяжкое — пренебрежение книгами, их не-чтение»
ИОСИФ БРОДСКИЙ. НЬЮ-ЙОРК, США, 1982 ГОД. ФОТОГРАФИЯ: ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЛИТЕРАТУРНО-МЕМОРИАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ АННЫ АХМАТОВОЙ В ФОНТАННОМ ДОМЕ, САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
ИОСИФ БРОДСКИЙ. НЬЮ-ЙОРК, США, 1982 ГОД. ФОТОГРАФИЯ: ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЛИТЕРАТУРНО-МЕМОРИАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ АННЫ АХМАТОВОЙ В ФОНТАННОМ ДОМЕ, САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
«Пишущий стихотворение, однако, пишет его не потому, что он рассчитывает на посмертную славу, хотя он часто и надеется, что стихотворение его переживет, пусть не надолго. Пишущий стихотворение пишет его потому, что язык ему подсказывает или просто диктует следующую строчку. Начиная стихотворение, поэт, как правило, не знает, чем оно кончится, и порой оказывается очень удивлен тем, что получилось, ибо часто получается лучше, чем он предполагал, часто мысль его заходит дальше, чем он рассчитывал»

Автор: Ирина Кирилина