Огромное количество фэнтезийных фильмов создаётся по одной и той же схеме. Главный герой — чаще всего это ребенок — обзаводится серьезной жизненной проблемой, которая сильно осложняет ему жизнь. Это могут быть страхи, отсутствие взаимопонимания с родителями или сверстниками, одиночество и т. п. Далее по какой-то причине он попадает в волшебную страну, где у него появляется важная задача. Когда ближе к концу герой эту задачу решает, это помогает ему справиться и с той проблемой, которая была у него в самом начале. А поэтому во многих подобных историях сказочное путешествие, по сути, является аллегорией на попытки разобраться с жизненными неурядицами.
В одних кинолентах авторы прямо говорят нам о том, что удивительные события на самом деле происходят лишь в голове главного героя, в других — только намекают на это, а в третьих — до последнего скрывают сей факт. Сегодня мы поговорим о пятерке фэнтезийных фильмов и попытаемся понять, о чем они на самом деле рассказывают.
Осторожно! В тексте могут быть спойлеры.
🎬 Там, где живут чудовища (Where the Wild Things Are), 2009
Книга, по которой был снят этот фильм, имеет трудную судьбу. Морис Сендак писал ее восемь лет. Мужчина начинал свою карьеру не как литератор — сначала он иллюстрировал чужие тексты, а значит, визуализировал посторонние идеи и рассуждения. Однако в определенный момент наш герой решил, что и ему стоит поделиться с миром собственной сказкой. Сперва никаких чудовищ в ней не было. Черновые варианты рассказывали (внезапно) о лошадях, с которыми должен был тусоваться центральный персонаж. Слава Богу, вмешался издатель, который предложил Сендаку заменить четвероногих копытных кем-нибудь поинтереснее. Так появились милые монстрики, наделенные автором именами его надоедливых родственников, которых он, будучи ребенком, запомнил по фразам типа «Ой, какой ты сладкий, я тебя сейчас съем».
Выпустив книгу в 1963 году, Сендак столкнулся... с успехом? А вот и нет. Первые отзывы были либо равнодушными, либо отрицательными. Произведение даже в библиотеки не допускали, а всё потому что новоиспечённый писатель совершил на его страницах страшный грех — показал ссору главного героя, мальчика Макса, со своей мамой (вот вам и раскованная Америка 60-х). Ситуацию спасли дети, которые стали надоедать библиотекарям расспросами о книге про монстров и искать ее в книжных магазинах. Спустя некоторое время многие внезапно осознали, что «Там, где живут чудовища» очень даже ничего, а количество ее продаж начало сильно расти и удивлять всех вокруг. Сейчас книга считается в США классикой детской литературы. По ней создали мультфильм (причем две версии), поставили оперу и в 2009 году наконец-то сняли полнометражный фильм.
О чем на самом деле фильм «Там, где живут чудовища»?
Это одна из тех историй, которые можно понять, посмотрев лишь их начало и самый конец. В первые минуты мы знакомимся с Максом — вспыльчивым и неуравновешенным мальчиком, который жаждет внимания своих близких. Паренек живет без отца и хочет того же, что и многие другие его сверстники, — играть, хулиганить и чтобы его слушали и замечали. И только путешествие в страну чудовищ позволяет Максу понять важные вещи. Общаясь с монстрами и пытаясь помочь им решить их проблемы, мальчик учится взаимопониманию и умению справляться с гневом. В определенный момент он осознает, что другие люди, даже самые близкие, принадлежат не ему, а самим себе. У них есть свои интересы, свои желания, своя жизнь. Макс начинает лучше понимать маму и сестру и избавляется от ревности, эгоизма и собственнических чувств.
Заканчивается кинолента так, как и должны заканчиваться подобные истории. Не мама находит Макса в стране чудовищ, а он сам возвращается домой, засвидетельствовав тем самым свою изначальную неправоту.
Кстати, если в фильме главный герой уплывает в волшебный мир на лодке, то в книге все события происходят в его спальне, а поэтому наши догадки о том, что рассказанная нам сказка — лишь аллегория внутреннего конфликта главного героя и его поисков правильного жизненного пути, обретают под ногами почву.
🎬 Лабиринт (Labyrinth), 1986
Этот фильм стали ценить на сразу. Он провалился в прокате и после своего выхода быстро обзавелся плохими отзывами и низкими оценками. Только спустя годы люди начали понимать, что в необычной киноленте о чудаковатых гоблинах есть нечто особенное. Постепенно она стала превращаться в культовую, обрастать фан-клубами и становиться основой для различных книг, комиксов и игр.
Сейчас с вершины времен мы можем оценить и великолепный образ рок-звезды Дэвида Боуи, воплотившего на экране короля гоблинов Джарета, и любопытную игру юной Дженнифер Коннелли, которая тогда еще не знала, что ее ждет большое будущее, и отличную режиссуру Джима Хенсона — создателя «Маппет-шоу», умершего через четыре года после выхода «Лабиринта» при весьма трагических обстоятельствах, и явное влияние на атмосферу Джорджа Лукаса, который выступил для фильма продюсером, и изящные фольклорные элементы, представленные в новом виде, и потрясающую аниматронику, способную удивить даже современную аудиторию.
Кинокартина явно идет по стопам «Алисы в стране чудес» и «Волшебника страны Оз» и окунает зрителей в удивительный и слегка жутковатый мир, в котором, на первый взгляд, всё не так, как у нас. Но это только на первый!
О чем на самом деле фильм «Лабиринт»?
Главная героиня киноленты, 15-летняя Сара Уильямс, сталкивается с тем, с чем вряд ли захотел бы столкнуться любой подросток ее возраста. Девочке приходится жить под одной крышей с мачехой, нянчиться со сводным братом Тоби и — вот это кошмар — иногда выполнять чужие просьбы. Главная героиня желает иной жизни — она мечтает стать актрисой и оказаться в ситуации, когда никто и никогда не будет ее донимать. Именно поэтому Сара просит, чтобы младенца, о котором ей периодически приходится заботиться вместо того, чтобы заниматься своими делами, забрали гоблины. Сказочные существа осуществляют ее желание, и маленький Тоби пропадает. В этот момент главная героиня понимает, что сделала ужасную вещь, и отправляется вызволять братца.
Фильм посвящен таким темам, как взросление, ревность и эгоизм. Сара думает лишь о себе, не желает принимать новую жену своего отца, а поэтому считает малыша Тоби обузой. Путешествие, в которое пускается девочка, является аллегорией внутренней борьбы между ее злым и добрым началами, что очень хорошо видно по комнате героини, показанной в первые минуты фильма. Если присмотреться, то там можно увидеть большое количество вещей, с которыми мы встретимся позже, уже в сказочной стране, а это явно намекает нам на то, что история происходит лишь в голове Сары.
К счастью, внутренняя борьба девочки приводит к душевной гармонии. Юная особа смиряется со своими обязанностями, о чем свидетельствует достигнутая цель — возврат Тоби домой, — но и не жертвует ради них своими творческими порывами, ведь в самом конце мы видим сказочных существ в доме главной героини, что символизирует примирение желаний девочки с возлагаемой на нее ответственностью. Изменения происходят не в окружении Сары, а в ней самой. Всё потому, что эта история не о злой мачехе, не о несправедливости мира, а о преображении конкретной личности, которая наконец-то избавилась от себялюбия и, видимо, послала куда подальше злость на маму, ушедшую из семьи к новому возлюбленному (а он подозрительно сильно похож на короля гоблинов в исполнении Боуи, что мы можем увидеть мельком на фото в начале кинокартины).
🎬 Голос монстра (A Monster Calls), 2016
Книга, по которой снят этот фильм, пропитана скорбью. Ее начинала писать ирландка Шивон Дауд, которая знала, что смертельно больна. У женщины был рак. Закончить начатое ей, к сожалению, не удалось, а поэтому роман за нее завершил писатель Патрик Несс.
Сюжет произведения тесно переплетен с теми мыслями, которые присутствовали в голове Дауд, когда она приступала к книге, в результате чего смерть в нем окутывает каждую строчку.
Несмотря на то, что экранизация получилась прекрасной и в целом повторяет события и главную идею первоисточника, ей не удалось в полной мере передать все важные мысли и дать зрителю прочувствовать некоторые оттенки переживания главного героя, в душе которого разворачивается настоящая борьба.
Кроме того, в отличие от фильма, монстр в романе имеет более мифическую основу и перекликается со знаменитым языческим зелёным человеком, а поэтому общение главного героя с ним превращается во взаимодействие с самой природой-матушкой, пришедшей на помощь психике ребёнка.
О чем на самом деле фильм «Голос монстра»?
Основная проблема мальчика Конора О'Малли заключается не в том, что его мама умирает, что приведет к тому, что он останется один, а в том, что главный герой разрывается между двумя желаниями. С одной стороны паренек не хочет, чтобы родной для него человек покидал этот мир, о чем заявляет несколько раз на протяжении фильма. С другой — в глубине души он понимает, что рано или поздно это произойдет, а поэтому процесс ожидания этого трагического события приносит ему невыносимые страдания.
Мальчик живет с этой болью и в определенный момент, когда матери становится хуже, начинает подсознательно хотеть, чтобы всё наконец закончилось. Однако открыто признать наличие такого желания Конор не может, потому что тогда в своих собственных глазах он станет ужасным сыном. Именно поэтому в фильме существуют сцены, в которых главный герой совершает плохие поступки, за которыми, как ему кажется, должны последовать наказания (есть как минимум пара моментов, когда он прямым текстом с надеждой спрашивает: «Вы меня накажете?»).
В итоге разум Конора, заполненный внутренним конфликтом, рождает чудовище. Древообразный монстр введен в эту историю лишь с одной главной целью — подвести героя к признанию, к честности, что мы в итоге и видим ближе к концу фильма, когда мальчик в своем кошмарном сне отпускает маму в пропасть, тем самым смирившись с будущей потерей.
🎬 Страна снов (Slumberland), 2022
Фильм «Страна снов» очень далеко ушел от первоисточника — комикса американского художника Уинзора Маккея, опубликованного в далеком 1905 году в газете New York Herald. Если в оригинальной истории ее автор исследовал природу снов и пытался показать, как в них реализуют себя наши страхи, прежде всего физические, то кинолента почти всецело посвящена семейной драме, взрослению и выходу из «кокона». По сути, это два совершенно разных произведения, которые имеют мало общего.
Тем не менее, схожие моменты в обеих историях есть, а всё потому, что образ ребенка, отправляющегося в волшебную страну прямо на своей кровати и встречающего там своего Вергилия в лице забавного Флипа, прочно укоренился в американской массовой культуре и, как видим, остался в ней надолго. Оно и понятно, ибо комикс в свое время считался шедевром и в определенный момент получил статус культового. Маккей не был первоклассным писателем — его тексты скудны, — но зато иллюстратором он был отличным. В своих работах мужчина экспериментировал с формой, цветом и ритмом, что позже возьмут на вооружение многие другие художники.
В 1989 году японцы снимают весьма любопытный мультфильм «Маленький Немо: Приключения в стране снов», однако американцы его не принимают, что оборачивается кассовым провалом. И вот, спустя более 30 лет «Нетфликс» возвращается к перспективной теме путешествия по сновидениям и дает возможность мастеровитому режиссеру Френсису Лоуренсу («Я — легенда», «Константин: Повелитель тьмы», три части «Голодных игр») создать свою собственную версию приключений Немо.
О чем на самом деле фильм «Страна снов»?
История посвящена девочке Немо, живущей с отцом на маяке. Однажды в ее жизни происходит ужасное — папа попадает в шторм и погибает. Главной героине приходится перебраться в просторную городскую квартиру своего дяди — одинокого, скучного и нелюдимого бизнесмена. Именно тогда девочка попадает в Страну снов — волшебный мир, в котором можно снова встретить папу. Но для этого нужно немного постараться.
На первый взгляд, фильм посвящен принятию утраты, и это действительно так. Немо старается найти отца и в последний раз с ним повидаться, чтобы окончательно попрощаться. Для этого она и совершает свои безумные поступки и ищет мифическую жемчужину, исполняющую желания. Но если копнуть немножечко глубже, то мы придем к выводу, что история эта на самом деле о взрослении и выходе из футляра.
Весь фильм Немо тянет к маяку, который был для нее местом, где она чувствовала себя защищенной. Там не было обязанностей, там не нужно было общаться с людьми, там был покой и безмятежность. Однако смерть отца ознаменовала новый этап в жизни девочки — тот, в котором ей придется научиться существовать в других условиях — более серьезных, более взрослых. Детство, которое символизировал маяк, тесно связанный с образом отца, кончилось, колыбели больше нет, а поэтому пора брать на себя ответственность и определенные обязательства. Нельзя всю жизнь быть ребёнком, нельзя всю жизнь жить на маяке.
То же самое можно сказать и про дядю главной героини, который оказывается вторым по важности персонажем фильма. Он тоже живет на маяке, только на виртуальном. И он тоже в конце концов из него выходит. Благодаря Немо.
🎬 Питер Пэн (Peter Pan), 2003
Известная повесть о Питере Пэне — та, в которой этот персонаж знакомится с девочкой Венди и сражается с Капитаном Крюком — не является самым ранним произведением о нем. За семь лет до этого, в 1904 году, писатель Джеймс Барри издал сказку «Питер Пэн в Кенсингтонском саду». В ней волшебному мальчику вовсе не семь лет, как мы привыкли. В этой истории он 8-дневный младенец, который живёт не в Неверленде, а в лондонском парке, куда попадает после побега от мамы. Хотя феи, мотив о нежелании взрослеть, умение главного героя летать и его стремление найти себе жену — на месте.
Повесть имела большой успех и вскоре трансформировалась в пьесу, а поэтому вдохновленный Барри решает написать продолжение. Для Питера он создает специальную страну-остров, которую заселяет пиратами, русалками и индейцами, и «дарит» мальчику свирепого врага в лице Капитана Крюка. Сюжет получается более линейным, привычно-драматическим и обзаводится большим количеством проработанных персонажей. Фокус смещается на семью Дарлингов, которая была введена специально, чтобы читатели могли ассоциировать себя с ее членами.
Именно этого Питера Пэна запоминает мир, что затем приводит к многочисленным фильмам, диснеевским мультфильмам и даже к советской экранизации. Каких только историй мы не увидели — и о повзрослевшем Пэне, и о его родстве с кэрролловской Алисой, и о весьма странном попадании этого персонажа в Неверленд, и даже о его злодеяниях. Однако, если забыть об анимационном произведении, то особняком будет стоять кинолента 2003 года, в которой нам рассказывают почти каноническую историю о Пэне.
О чем на самом деле фильм «Питер Пэн»?
Несмотря на то, что имя мальчика, не желающего взрослеть, находится в названии фильма, главный герой в этой истории вовсе не он. Самый важный выбор в киноленте совершает Венди, которая после знакомства с Питером Пэном решает... повзрослеть. Именно это выбирает девочка ближе к финалу, что рождает идею, полностью противоположную тому, какой образ несет летающий паренек в зелёной одежде.
В самом начале фильма мы видим семью Дарлингов, состоящую из отца, матери, дочери и двух сыновей. Родителям девочки надоело, что, несмотря на уже не самый детский возраст, она продолжает жить сказками, дурачиться с младшими братьями и совершать различные проделки. Когда ситуация выходит за пределы приличия, отец Венди решает наконец проявить строгость и проводит с дочерью серьёзную беседу. Какое же совпадение, что сразу после этого героиня оказывается в волшебной стране с мальчиком, который не желает взрослеть. Папа настаивает на прощании с детством, а Венди вместо этого попадает в мир, где детство вечно. И какое же совпадение, что это приключение в итоге позволяет девочке понять, что взрослеть всё-таки надо.
В финале Венди сообщает Питеру, что не будет жить в Неверленде, а возвратится к родителям, которые давно уже ждут своих детей. Отказ от волшебной страны — это отказ от вечного ребячества, однако тот факт, что Питер всё-таки будет иногда присутствовать в жизни девочки, означает, что частичку детства она в себе сохранит.
В итоге фильм, посвященный мальчику, который не желает взрослеть, на самом деле рассказывает о том, что взрослеть-то на самом деле необходимо.
Если не трудно, пожалуйста, лайкните эту статью — нам, авторам, ваши лайки очень помогают.
Подписывайтесь — я стараюсь радовать вас новыми материалами о кино каждый день.