Бывают темы, к которым трудно приступить. Для меня такой темой является война. Но побывать в Мурманске и не написать о войне несправедливо. Потому что тема войны там чувствуется даже больше, чем в Волгограде. Потому что всё так хрупко и эта хрупкость видна как на ладони.
Мы находимся на западном берегу Кольского залива. На противоположном берегу находится морской порт. Он работает. Время сначала как будто останавливается, а потом уходит назад, туда в 1942 год. Порт принимает поставки по ленд-линзу от Великобритании и США. Это техника, взрывчатые вещества, продовольствие и материалы для Советской Армии. Продукты сначала по железной дороге, а затем по «Дороге жизни» через Ладожское озеро везут в Ленинград. Это важно, это так важно! Но это понимают и в Германии. Бомбить порт начали еще 22 июня 1941 г., а 29 июня предпринято широкомасштабное наступление гитлеровских войск. В приграничных районах Финляндии и Норвегии сосредоточена армия «Норвегия» численностью более ста тысяч солдат: девять пехотных, две горно-егерские дивизии и бригада СС «Север».
Советские моряки и солдаты остановили наступление противника за 18 дней. Однако в ответ агрессор начал массовые авианалёты, количество которых достигало 15 - 18 в день. Практически непрерывно. Налеты осуществлял 5 воздушный флот (люфтваффе), расположившийся в Норвегии (220 км). Самолеты сбрасывали боезапас и очень быстро возвращались с новым. Воздушная тревога продолжалась по 18 часов в сутки. Но порт работал. «Было жарко,»- вспоминали старожилы. Чтобы отвлечь бомбардировщики противника от целей в порту, предлагали даже возвести ложные причалы и портовые сооружения в Кольском заливе. Однако эту практику, широко применявшуюся на разных участках, как и в СССР, так и у вермахта, применить не удалось из-за высокой стоимости строительства ложных объектов. И оборона порта и города легла на зенитчиков. Сопки вокруг города ощетинились сотнями стволов зенитных орудий и крупнокалиберных пулеметов.
Мы стоим на одной из таких сопок на западном берегу Кольского залива. Абрам-Мыс, мемориальный комплекс, посвященный воинам I корпуса противоздушной обороны. На другом берегу работает порт. Он как на ладони, хрупок и беззащитен. Кажется, что опасность еще не миновала, что в любую минуту могут объявить воздушную тревогу. Впечатление усиливает суровая арктическая погода: низкие свинцовые тучи, мокрый снег, ужасная видимость. И как воочию чувствуешь девчонок-зенитчиц, по 18 часов в день державших оборону. Их ведь тоже бомбили.
В этих краях даже озера и водопады называют в честь ПВО. Вот у нас озеро могут назвать Лесное, Светлое, Глубокое, Богатое. А на Кольском полуострове – Батарейский водопад, Большое и Малое Батарейские озера. Потому что поблизости располагалась артиллерийская батарея, защищавшая полуостров от налетов немецкой авиации. Это осталось как в географии, так и в языке. Может быть поэтому здесь так чувствуется история, хотя все исторические здания и памятники уничтожены войной?