Экономическое партнерство Ирана с Россией и в целом с ЕАЭС обретает вполне реальный формат экономического блока. Подтверждением этого является, например, то, что, как сообщил СМИ в середине ноября с. г. Алиреза Пейманпак, замминистра торговли, промышленности и шахт Ирана, иранская сторона «урегулирует формальности по созданию зоны свободной торговли (ЗСТ) с Евразийским экономическим союзом (ЕАЭС) в течение одного месяца. Это благоприятно скажется на развитии совместного сотрудничества».
Схожее мнение недавно высказал вице-премьер РФ Александр Новак: «Россия и Иран договорились о подписании в ближайшее время соглашения о зоне свободной торговли с ЕАЭС». Пока эта зона, всё более выгодная обеим сторонам, действует, напомним, не в полном объеме.
Стратегически важным представляется также развивающееся взаимодействие обеих сторон в сфере евроазиатской транзитной инфраструктуры. Г-н Пейманпак особо отметил, что Иран в рамках экономического партнерства с ЕАЭС «готов предоставить инфраструктуру своих морских портов для реализации соответствующих проектов».
Отметим в этой связи, что трансиранский транзитный коридор как центральный сектор международного коридора «Север-Юг» используется отнюдь не первое столетие. Потому что это кратчайший маршрут между большинством стран Европы, с одной стороны, и Южной, Юго-Восточной Азии - с другой. Соответственно, конкурентоспособность по срокам перевозок и экономии транспортных расходов - главные преимущества этого маршрута в сравнении с другими транзитными артериями. Среди недавних тому подтверждений - включение в данный коридор обширной северо-восточной акватории Индийского океана, то есть грузоперевозок на Бангладеш (и в обратном направлении).
Более того: ряд экспертов не исключают дальнейшего продления коридора «Север-Юг» на Юго-Восточную Азию и далее на Австралию/Океанию. Тем более это возможно, если с российским участием будет реализован давний проект судоходного канала через южнотаиландский перешеек Кра (это кратчайший маршрут между Индийским и Тихим океанами). Такие перспективы того же коридора считаются возможными в связи с планируемой зоной свободной торговли между Таиландом и ЕАЭС. Словом, уже самой географией предначертано комплексное развитие евроазиатского транзитного коридора с участием, прежде всего, России и Ирана.
Характерно, что еще во второй половине 1970-х Организация ООН по промышленному развитию (ЮНИДО) и Постоянная конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), оценивая возможности международных транзитных коридоров между Европой и Азией, отмечали максимальную конкурентоспособность маршрута через СССР–Иран. И не только ввиду, повторим, меньших транзитных расстояний и меньших перевозочных затрат. Но еще и потому, что могут быть увеличены как минимум вдвое потенциальные мощности советских портов на Каспии и иранских портов в той же акватории и в бассейне Персидского залива. То же отмечалось применительно к транзитным советско-иранским железнодорожным артериям. Было также рекомендовано активнее развивать паромное сообщение между каспийскими портами СССР и Ирана.
По целому ряду причин, в том числе политических, полноценное выполнение таких рекомендаций стартовало в РФ и Иране лишь в начале 2000-х. К настоящему времени, по имеющимся оценкам, темпы роста грузового транзита по коридору Каспий–Иран–Персидский залив/Индийский океан составляют с начала 2020-х примерно 10% ежегодно. Этот показатель прогнозируется в 12-14% с 2025 года в связи с тем, что не позже середины 2020-х, во-первых, планируется завершить реализацию ряда инфраструктурных проектов в российском и иранском Прикаспии, а также в иранском секторе Персидского залива. Во-вторых, предполагается окончательно согласовать ставки тарифов на перевозочные, перевалочные, складские и смежные транзитные услуги в российском и иранском секторах коридора.
В контексте же его развития отметим также всё более активную реализацию транзитно-инфраструктурных проектов в странах Закавказья и Туркменистане. Что, разумеется, нацелено на привлечение в коридор новых транзитных грузопотоков. Причем их освоение, по иранским оценкам, постепенно перемещается в регион Ирана, расположенный на стыке Персидского залива и непосредственно Индийского океана. В связи с этим планируется уже в ближайшие годы минимум вдвое повысить пропускную способность порта Чабахар в этом регионе и примыкающей к нему железной дороги. Причем не исключаются капиталовложения Индии в чабахарский проект.
Впрочем, коридор «Север-Юг» располагает и электроэнергетическим измерением. Если поподробнее, Россия, страны Закавказья и Иран со второй половины 2010-х реализуют проект электроэнергетического «моста», нацеленного на максимальное обеспечение спроса на электричество в данных странах за счет двусторонних или коллективных электропоставок внутри указанного электрокоридора.
Не менее половины объема оборудования по этому проекту обеспечивается российской стороной; в рамках проекта оно производится и по технологической кооперации тех же стран. Заметим также, что данный электрокоридор в перспективе намечено продлить в Ирак и оттуда - в Сирию. К тому же единый технологический режим ныне охватывает в целом до трети общей мощности электросистем Ирана и Ирака.
Данный проект реализуется поэтапно, и к настоящему времени обозначены весьма существенные результаты в этом процессе. Министр энергетики Ирана Али Акбар Мехрабиан в конце ноября с. г. заявил СМИ, что «уже завершена предварительная синхронизация режимов работы электросетей России и Ирана» (имеется в виду единый технологический режим работы электросистем. - Ред.). Министр уточнил, что «в ближайшее время будут реализованы технические меры для общей синхронизации электросетей Ирана, Армении, Азербайджана и России». Плюс к тому, по словам г-на Мехрабиана, «предметно обсуждается вопрос бартера электроэнергии (обмена поставками электричества. - Ред.) с соседними странами».
В этой связи отметим, что пока это единственный крупный проект, в реализации которого участвуют Армения и Азербайджан, хотя сегодня их взаимоотношения, что называется, оставляют желать лучшего. В то же время проект выгоден этим странам, ибо продолжающийся рост спроса на электроэнергию в Иране позволит не только РФ, но также Армении и Азербайджану увеличивать электропоставки в иранскую энергосистему (а в перспективе - и в Ирак, Сирию).
Таким образом, электроэнергетический коридор Россия–Закавказье–Иран, наряду с его очевидными отраслевыми, притом многосторонними выгодами, имеет и внешнеполитическую значимость. Поскольку способствует снижению градуса напряженности между Баку и Ереваном.
Словом, всё более активное сотрудничество Ирана с Россией и в целом с ЕАЭС формирует в Евразии комплексную систему многостороннего экономического и, соответственно, политического партнерства.
Оригинал статьи размещен здесь