В предыдущей статье https://clck.ru/32quLN мы рассмотрели различные способы постановки гласных звуков.
Сегодня продолжаем тему постановки звуков раннего онтогенеза, а именно - рассмотрим способы постановки согласных звуков: губно-губных (М, Мь, П, Пь, Б, Бь)
Выделяют три уровня нарушения звукопроизношения (по О.В. Правдиной)
Первый уровень: полное неумение произнести звук.
Второй уровень: изолированный звук произносится правильно, а в словах или в предложениях пропускается, либо искажается.
Третий уровень: звук правильно произносится изолированно, в словах, в предложениях, но в речевом потоке смешивается с другими звуками, сходными по звучанию или артикуляции.
Коррекционная программа по исправлению нарушений звукопроизношения включает следующие этапы:
1. Подготовительный.
Целью данного этапа является подготовка речеслухового и речедвигательного анализаторов к правильному восприятию и воспроизведению звука. Сюда входит: формирование точных движений органов артикуляционного аппарата, формирование направленной воздушной струи, развитие фонематического слуха, отработка опорных звуков, развитие мелкой моторики рук.
2. Постановка звука.
3. Автоматизация звука. Цель этапа - добиться правильного произношения данного звука во фразовой речи. Автоматизируем в следующем порядке: в слогах (прямых, обратных, звук между гласными, со стечением согласных), в словах (начале, середине, конце слова), в предложении, в самостоятельной речи.
4. Дифференциация звуков - различение смешиваемых звуков.
Звуки М, Мь
Вначале давайте рассмотрим артикуляцию звуков М и Мь в норме.
Губы сомкнуты без напряжения и не размыкаются. Язык плоский, кончик языка немного отходит от нижних зубов. Мягкое небо опущено. Голосовые складки напряжены, сближены и колеблются, в результате чего образуется голос. Воздушная струя плавной струей выходит через нос.
В отличие от звука М, при произнесении звука Мь губы более напряжены, кончик языка прижат к нижним зубам, спинка языка выгнута.
Для подготовки артикуляционного аппарата ребенка к правильному произнесению звуков М, Мь применяем следующие упражнения:
"Уточка": вытянуть губы, сжать их так, чтобы большой палец был под нижней губой, а указательный на верхней губе, и вытягивать губы вперед как можно сильнее, массируя их и стремясь изобразить клюв уточки.
"Недовольная лошадка": поток воздуха посылаем к губам, чтобы добиться вибрации губ. Получится звук, похожий на фырканье лошади.
"Лягушка": губы сомкнуты, растягиваются в улыбке.
"Слоник": губы вытянуть вперед трубочкой, зубы сомкнуты.
Дыхательная гимнастика: чередуем вдох и выдох одной ноздрей поочередно; сдуваем ватку, перышко, выдыхая носом.
Способы постановки.
1. По подражанию.
Игра "Коровка". Предлагаем ребенку помычать, как корова: м-м-му.
Можно положить одну руку ребенка на свою щеку, а другую руку - на щеку ребенка и помычать. Ребенок должен почувствовать вибрацию на вашей щеке и воспроизвести ее путем тактильного контроля через свою ладошку.
2. Через опорные звуки А, У.
Попросите ребенка потянуть звук У, в это время указательным пальцем подтяните его нижнюю губу к верхней.
Ребенок произносит звук А, в этот момент смыкаем пальцами его губы. Получается звук М.
Для получения звука Мь, добавляем к М гласные И, Е, Ё, Ю, Я.
Игра "Киска". Просим ребенка помяукать как киска: мяу.
Игра "Козочка". Спрашиваем ребенка: "Как козочка разговаривает?"
- Мееее.
Когда мы получили четкий правильный изолированный звук, начинаем автоматизировать его в слогах, словах, предложениях. А также проводим работу по дифференциации сходных по звучанию звуков (чаще всего это дифференциация М-Н).
Звуки П, Пь, Б, Бь
Артикуляция звуков П, Пь, Б, Бь в норме.
Звуки П и Б: губы вначале плотно сомкнуты, затем раскрываются мгновенным выходом воздуха; мягкое небо поднято и прижато к задней стенке глотки, проход в носовую полость закрыт; голосовые складки не напряжены, раздвинуты, голос не образуется; толчкообразная воздушная струя проходит идет через рот и резко прорывает сомкнутые губы.
При произнесении звонкого звука Б голосовые связки сомкнуты, добавляется голос, ощущается вибрация гортани и щек.
Звуки Пь и Бь: в отличие от звуков П и Б, губы напряжены гораздо сильнее, язык выгнут, его кончик упирается в нижние резцы.
Упражнения для подготовки артикуляционного аппарата:
"Лягушка" (см.выше)
"Заборчик": улыбаемся, обнажив верхние и нижние зубы, которые стоят друг на друге. Удерживаем положение под счет до 5.
"Бублик": сомкнутые губы округляем и немного вытягиваем вперед. Верхние и нижние резцы видны.
Чередуем упражнения "Заборчик" и "Бублик".
"Воздушный поцелуй": вытягиваем губы в трубочку и шлем поцелуй.
"Рыбка": широко открываем и закрываем рот с щелчками.
Способы постановки звука П.
1. По подражанию.
Игра "Паровозик". Предложите ребенку попыхтеть, как паровозик: п-п-пых.
2. От опорных звуков Ф, А.
Ребенок произносит звук Ф, в этот момент указательным пальцем, расположенным горизонтально под нижней губой, похлопываем по губе.
Собираем губы ребенка "в клюв", зажимаем ему нос. Ребенок длительно произносит звук А, мы смыкаем и размыкаем ему губы.
3. Ребенок произносит ПА, поддувая комочек ваты.
4. Ребенок зажимает губами кусочек бумажки, затем резко выплевывает ее, не разжимая губ.
Способы постановки звука Б.
1. От звука П с добавлением голоса, ощущая при произнесении вибрацию голоса.
2. От опорного звука В (аналогично постановке звука П от звука Ф).
3. От опорного звука У. Пока ребенок произносит звук У, проводим пальцем вверх-вниз по его губам, вызывая вибрацию.
Постановка звуков Пь и Бь.
Ставим с помощью добавления звука И.
Игра "Цыпленок". Попросите ребенка показать, как пищит цыпленок:
пи-пи-пи.
Игра "Мышка". "Пи-пи-пи, пищит мышонок, испугался он спросонок. Прибежала мама - мышь, пи-пи-пи , ты не бойся, мой малыш".
Постепенно звук И будет произносится более кратко и глухо, и получится звук Пь.
После постановки звуков, автоматизируем их с слогах, словах, предложениях.
Способы постановки других согласных звуков раннего онтогенеза мы рассмотрим в следующей статье. Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые статьи.
Понравилась статья, ставим лайк, подписываемся на мой канал!
#постановка_звуков_раннего_онтогенеза #логопедекатеринбург #фефекты_речи #постановка_гласных_звуков
#_logoshp_