Найти тему
DimkaSoul

Древнее место с человеческими черепами, где наши предки начали возвышать себя над природой

Когда мы склоняем головы, свет гаснет. Вместо тысяч звезд на небесах искусственное световое загрязнение означает, что в современных городах мы видим всего несколько десятков.

Недавний глобальный опрос показал, что большинство людей в Европе и Соединенных Штатах больше не могут даже видеть нашу собственную галактику, сверкающий Млечный Путь. Это неумолимая эрозия нашего неба, которая отражает наше воздействие на Землю.

В какой момент мы стали титулованными хозяевами космоса, используя нашу технологическую мощь, чтобы доминировать над окружающей средой? Этот сдвиг в нашей природе иногда связывают с Промышленной революцией, или еще дальше - с рождением науки, или, возможно, с изобретением сельского хозяйства. Однако наш первый шаг был сделан еще раньше, о чем свидетельствовало жуткое почтение к подземному миру, скрытому в предгорьях Таврских гор Турции.

-2

Археологи там изучали 15-метровый курган под названием Гебекли Тепе — “Пузатый холм”. Территория заполнена доисторическими колоннами и ограждениями, в том числе слоем больших кругов до 20 метров в поперечнике, датируемых десятым тысячелетием до н.э. До 12 Т-образных колонн по краю каждого пространства были соединены каменной скамьей. Еще две гигантские колонны — высотой до 5,5 метров и весом в несколько тонн каждая — стояли параллельно в центре, со следами вырезанных рук, поясов и набедренных повязок из шкур животных. Другие камни покрыты резьбой животных: пауков, скорпионов, стервятников, лис, кабанов, газелей. Это самый ранний известный большой каменный памятник, который на 6000 лет старше Стоунхенджа.

-3

В этих камнях немецкий археолог Йенс Нотрофф и его коллеги, которые работают в Гебекли Тепе с 2014 года, видят явное свидетельство нашего меняющегося отношения к миру природы. В более раннем наскальном искусстве эпохи палеолита люди редко представлены; в центре внимания находятся животные. В отличие от этого, лисы, змеи и скорпионы Гебекли-Тепе уменьшены до меньших атрибутов или украшений на этих огромных антропоморфных колоннах. Как выразилась команда в 2015 году, “люди больше не изображаются как равноправная часть природы, но явно более заметны и ”возвышаются" над животным миром". Они утверждают, что искусство показывает, что люди уже начали проявлять власть над природой: “ментальный контроль”, который привел к последующему физическому контролю над одомашниванием.

Еще одним поразительным аспектом Гебекли-Тепе является очевидная одержимость смертью. Здесь представлены многочисленные изображения обезглавленных людей, а также статуи голов, по-видимому, отломанных от более крупных статуй. Среди останков животных, найденных в осадочных породах, которые считаются остатками пышных пиршеств, есть сотни фрагментов человеческих костей. В 2017 году антропологи сообщили, что большинство из них сделаны из черепов, а на некоторых вырезаны канавки и отверстия таким образом, что можно предположить, что неповрежденные черепа когда-то выставляли на всеобщее обозрение.

Клаус Шмидт, открывший Гебекли-Тепе в 1994 году, интерпретировал абстрактные Т-образные статуи как существ из “трансцендентной сферы” (натуралистические статуи, найденные на этом месте и в других местах, показывают, что строители могли изображать реалистичных людей, когда хотели). И, что интересно, в круглые ограждения, по-видимому, можно было попасть не через двери или шлюзы, а через небольшие отверстия в “камнях-иллюминаторах”. Один из этих камней украшен лежащим на спине кабаном. Круги, предположил Шмидт, символизировали царство мертвых, попасть в которое можно было, только проползя через дыру.

Фактически, в это время и в последующие столетия по всему региону возникает озабоченность смертью и, в частности, черепами, поскольку человеческие останки обычно хоронят в домах людей. В таких местах, как Иерихон и Айн-Газаль в Иордании, датируемых десятым и девятым тысячелетиями до нашей эры, отобранные черепа извлекали после смерти и придавали им гипсовые лица с раковинами вместо глаз, прежде чем поместить под пол. В Чайеню, на юге Турции, археологи обнаружили здание, которое они назвали “Домом мертвых”, датируемое примерно 8000 годом до н.э., с 66 черепами под полом и останками еще 400 человек. Там также находился большой плоский камень, похожий на алтарь, со следами человеческой и животной крови.

Особенно странным примером является Чаталхойюк, курган высотой 20 метров на турецкой равнине Конья, в нескольких сотнях километров от Гебекли-Тепе. В кургане находятся глинобитные дома из поселения, в котором проживали тысячи людей на его высоте около 7000 г. до н.э. Тесно расположенные дома были вырыты в земле, и в них можно было попасть, спустившись по лестнице через люк в крыше. Внутри дома были богато украшены картинами, а также скульптурами животных, которые вырывались из стен. Там не было дверей; чтобы перемещаться между комнатами, обитателям приходилось ползти через иллюминаторы. Небольшие камеры были дополнительно разделены на секции, площадью всего в квадратный метр, которые занимали разные вертикальные уровни, а их края были отмечены или охранялись бычьими головами. Под этими платформами и в стенах были найдены человеческие кости, в том числе мертворожденный плод, заключенный в кирпич.

Жители, похоже, считают стены своих домов очень важными. В некоторых из них были небольшие, ничем не украшенные ниши, достаточно большие, чтобы в них мог спрятаться один человек. А настенные скульптуры животных, таких как леопарды и быки, неоднократно перекрашивались, до ста раз.

Это кажется сумасшедшим способом жить: тесно, темно, и трудно передвигаться. Ян Ходдер, археолог из Стэнфордского университета, который ведет раскопки на этом месте с 1993 года, пришел к выводу, что для жителей Чаталхойюка физическая структура их домов была переплетена с их мифическими верованиями.

Дома, построенные по образцу космоса, до сих пор известны в обществах по всему миру. Например, народ барасана в густых лесах Колумбии традиционно живет в длинных деревянных домах, называемых малокас. Каждый из них представляет собой миниатюрную вселенную, в которой крыша - это небо, а вертикальный столб, называемый “седалищем солнца”, каждый день в полдень совпадает с солнечными лучами. Основная горизонтальная балка крыши, ориентированная с востока на запад, называется “путь солнца”. Пол - это Земля, а под ней находится подземный мир, где похоронены мертвые. В своей книге 2005 года,Внутри неолитического разума Льюис-Уильямс утверждает, что подобный принцип может объяснить другие неолитические памятники и культовые сооружения, найденные на Ближнем Востоке, такие как каменные круги Гебекли-Тепе. Как и Шмидт, он приходит к выводу, что они моделировали мир духов или космическое царство мертвых, включали пространства, погруженные в землю, с человеческими останками, часто под полом.

Были ли строители озабочены только подземным миром, или они тоже смотрели на небо? Гебекли-Тепе расположен на высокой точке ландшафта, поэтому отсюда открывался бы панорамный вид на небеса. Некоторые исследователи предположили, что плоские вершины его столбов могли использоваться для наблюдения за восходом или заходом видных звезд, таких как Пояс Ориона, или были построены в память о постепенном появлении на небе (из-за прецессии) яркой звезды Сириуса. Другие связывают резьбу животных на месте с конкретными созвездиями, предполагая, что скорпион, изображенный под землей, может представлять Скорпиона под горизонтом.

Гебекли Тепе олицетворяет два важных изменения, которые, по-видимому, произошли параллельно около 12 000 лет назад, оба из которых связаны с тем, что общества начинают отделяться от природы и возвышаться над ней. Царства духов стали населяться в основном не животными-проводниками, а человеческими предками. Вместо того чтобы использовать существующие пещеры или природные объекты в качестве входов в другие миры, люди начали строить свои собственные.