Найти тему

После Путина

Всем плох цезаризм. Тут и коррупционная вертикаль власти, и коматозное состояние общественного сознания, и сложность реализации личных инициатив граждан (даже в формате частного предпринимательства).

Но есть один плюс, который дает России надежду. Цезаризм конечен. Ибо не имеет эффективного механизма передачи власти. Никакой преемник Цезаря не будет иметь достаточной легитимности и необходимой степени влияния для сохранения консенсуса элит.

Значит, нас ждут неизбежные и радикальные перемены.

Для создания иллюстраций использовались материалы из сервиса Яндекс.Картинки.
Для создания иллюстраций использовались материалы из сервиса Яндекс.Картинки.

Сейчас предметом дискуссий становятся в основном сценарии предстоящего перехода, которые зависят от столь огромного числа факторов, что любые прогнозы неизбежно превращаются в гадания на кофейной гуще. Предметом же публикации является анализ того состояния российского общества, которое наступит после цезаризма, его общие принципы и те проблемы, с которыми предстоит столкнуться.

На счет «дня завтрашнего» всё довольно понятно. Россия как европейское государство и русский народ как носитель европейского сознания неизбежно придет к общему знаменателю с остальными своими «братьями по разуму». И окажется перед лицом тех же проблем, которые решают сегодня европейцы. И тут важно не повторить их ошибок, избежать тех кризисных явлений, которые наблюдаются в современном постиндустриальном обществе.

Выйдя из коматозного состояния цезаризма, российское общество будет испытывать ту же эйфорию, которую истаптывала Европа после крушения системы социализма. И может угодить в ту же ловушку.

Для создания иллюстраций использовались материалы из сервиса Яндекс.Картинки.
Для создания иллюстраций использовались материалы из сервиса Яндекс.Картинки.

Тогда казалось, что после победы над социальным, демократия должна развернуться во всей красе, доказать своё абсолютное превосходство над всеми иными мыслимыми и немыслимыми способами государственного и общественного устройства.

Но вышло сильно иначе. Сегодня мы наблюдаем падение доверия к демократическим процедурам и демократическим институтам как в США, так и в Европе.

Вот как описывает происходящее в своей работе «Несогласие: Политика и философия» Жан Рансьер:

«Парадокс состоит в следующем: в эпоху, когда оспаривались учреждения парламентского представительства, когда превалировала идея, что они—«всего лишь формы», эти учреждения, однако же, были предметом несравненно более активной бдительности…
Сегодня ситуация оказалась перевернутой, и победа так называемой формальной демократии сопровождается чувствительным охлаждением в отношении ее форм»

«Охлаждение» - это еще очень мягко сказано – речь идет о серьезном кризисе всей западной политической системы. Так что в будущем, в случае прямого копирования западных политических практик, у России есть отличный шанс попасть из огня да в полымя.

Причину кризиса Рансьер видит в произошедшей подмене политики её… ну, скажем, симулякром, названным им полицией. Тут важно понять, что речь не столько об одноимённом государственном институте, сколько о самовоспроизводящемся порядке поддержания законсервированной системы взаимоотношения «взвешенных и измеренных» социальных и политических субъектов, расчетливом консенсусе социальных групп.

Демократия же – это в первую очередь способ бытия политического, учреждение политики как таковой, а уже во вторую совокупность демократических процедур и институтов, парламентский режим и правовое государство. Подмена политики по сути дела привела и к подмене демократии.

Острое ощущение отчуждения от политики – вот что лежит в основе общественного кризиса европейской цивилизации. Второй причиной Рансьер называет «возвращение народа»:

«Народ и в самом деле всегда обретает реальные очертания как раз там, где его объявляют отжившим свое. И на месте отброшенных руссоистского и марксистского политических народов повсеместно появляется народ этнический, зафиксированный в своей самотождественности как единое и выстроенное в противовес другому тело»

Не оставив населению никаких иных форм идентичности кроме национальной, либерализм фактически и породил наблюдаемый всплеск национализма и этнических конфликтов различной степени интенсивности.

Преломить ситуацию может лишь возвращение политического. Возвращение череды точечных и малых сломов, разрывов, прерывания господства. Не надо бояться политической борьбы только из-за слова «борьба».

Ибо когда нет борьбы приходит нечто куда более чудовищное.