Найти тему
планеризм

Высший пилотаж длиною в жизнь

Недавно свой день рождения - 50 лет – отметил блистательный пилот Антон Беркутов. Выпускник Запорожского АУЛ ДОСААФ СССР (1992) и Ивановского государственного энергетического университета (2017) он стал ярким явлением в самолетном спорте России. В его копилке - звание абсолютного чемпиона мира по высшему пилотажу на Як-52 (2008), абсолютного чемпиона мира Advanced (2012), бронзового призера чемпионата мира Unlimited в командных соревнованиях (2013), серебряного призера чемпионата Европы Unlimited в командных соревнованиях (2016). Кроме того, он еще и чемпион России в многоборье Advanced (2010, 2011).

Антон Беркутов
Антон Беркутов

- Антон, ты хотел летать в детстве? Была ли авиация твоей заветной мечтой?

- Я всегда хотел стать пилотом. Мой отец работал борт-механиком на вертолётах Ми-4 и Ми-8 и часто брал меня с собой на аэродром. Мне нравилась аэродромная атмосфера, пилоты в красивой форме, взлётно-посадочная полоса, невероятно таинственная в темное время суток – с мерцающими огнями и самолётами, улетающими в ночь... Наверное, тогда и родилась моя мечта - связать свою жизнь с авиацией.

Помню, мы часто летали к дедушке и бабушке в Якутск и Казань, я любил сидеть у окошка и смотреть на бесконечное небо и отгадывать множество загадок – почему летают самолеты, куда убегают облака, как лётчики ориентируются в воздухе и точно знают, куда им надо лететь.

- А был ли у тебя когда-либо страх перед полётами, страх высоты?

- Не припомню таких ощущений - ни когда пассажиром летал в больших самолетах, ни когда уже сам стал выступать на авиационных соревнованиях. Страх - это эмоция, он появляется там, где нет знаний. А когда ты точно знаешь аэродинамические законы и абсолютно уверен в своей металлической птице, то бояться нечего.

Но это не отменяет некую внутреннюю дисциплину и аккуратность, собранность, которые напрямую связаны с безопасностью полётов. В спорте, например, это решается просто - если ты не уверен в какой-то фигуре, её надо многократно тренировать.

- Сколько ты освоил типов самолётов?

- Я могу летать на всех типах летательных аппаратов, которые есть в спортивной авиации ДОСААФ России, а также на некоторых иностранных самолётах - Extra, Extreme.

В аэроклубе Сапсан я получил развитие не только как лётчик-инструктор на пилотажных самолётах, но и освоил буксировку планёров, подбор площадок для эвакуации планёров. Научился самостоятельно летать на планерах Бланик и Янтарь.

- Твоя летное карьера началась в аэроклубе ДОСААФ. Расскажи об этом…

- Да, я учился в Запорожском училище ДОСААФ СССР, потом работал в Ивановском аэроклубе ДОСААФ - сначала инструктором, потом командиром звена. В 2006 году по результатам Чемпионата России был приглашен на отборочные соревнования, после чего меня включили в состав сборной России по самолётому спорту. И следующее 12 лет я выступал за сборную страны, стал мастером спорта международного класса, мастером спорта России.

-2

- А какой главный урок ты вынес из процесса обучения и работы в ДОСААФ?

- В те годы авиация была доступна для молодёжи, и этот факт открывал невероятные перспективы для многих молодых людей, которые отчаянно тренировались, блестяще выступали и защищали честь страны на внутренних и международных соревнованиях. В то время для того чтобы летать, нужно было только желание и успешное прохождение медкомиссии. Сегодня к этим двум факторам добавилась ещё и финансовая составляющая, которая для многих становится неподъёмным грузом.

Хорошо, что в стране есть общественники и соучредители аэроклубов, как, например, Антон Пермяков из Воронежской области – иначе многие ребята так и не смогли бы самостоятельно подняться в небо.

- Для многих людей авиация ассоциируется с чем-то романтическим, лёгким и воздушным, тогда как сами пилоты утверждают, что это очень тяжёлый труд. Тебе близок первый вариант или второй?

- У нас говорят: «В авиацию приходят романтики, а остаются работяги». Для того чтобы оставаться в профессии и быть хорошим специалистом, нужно постоянно учиться, ставить новые цели, расти и развиваться, осваивать новые типы, потому что новая техника требует постоянного участия со стороны человека.

Кроме того, лётчик обязан поддерживать хорошую физическую форму заниматься спортом, правильно питаться, вести здоровый образ жизни. Без этого в спортивной авиации - да и в гражданской, и в военной - делать нечего.

- Давай поговорим про твои спортивные достижения. Какое выступление оказалось для тебя самым запоминающимся, а какое - самым трудным?

- В моей спортивной карьере было такое выступление, где эти два фактора встретились. Тяжелее всего мне далась победа в Чемпионате мира в категории Advanced в 2012 году в Венгрии. Там было большое количество участников - 83 человека - и очень напряженная конкурентная борьба. Плюс ко всему погода била рекорды по невыносимой жаре и выступать было очень сложно. После выступлений мой спортивный комбинезон можно было выжимать – в прямом смысле слова.

Я участвовал во многих международных соревнованиях, и везде было непросто и одновременно очень интересно. На соревнованиях ты получаешь возможность увидеть других пилотов, сравнить их мастерство, отметить для себя новые горизонты.

- Все знают, что российская сборная по высшему пилотажу - одна из сильнейших в мире. Однако мало кто из неавиаторов может назвать имена абсолютных чемпионов мира, людей, которые представляют авиационную гордость нашей страны. Не обидно ли?

- Действительно, самолётный спорт в нашей стране не самый популярный, не самый массовый, не самый раскрученный. Средства массовой информации не так часто пишут о пилотах-спортсменах, хотя трудно назвать более зрелищный и красивый вид спорта.

Что касается обиды, то ребята занимаются авиационным спортом не только для славы, но и для удовлетворения собственных амбиций. Хотя, наверное, приятно быть узнаваемым и любимым публикой и своей страной.

- А как и чем, по-твоему, можно мотивировать сегодня молодых людей идти в авиацию?

- Нужна более активная популяризация авиационных видов спорта, да и вообще всей авиации, нужно чаще устраивать авиашоу, активнее приглашать людей в аэроклубы, знакомить их с повседневной жизнью пилотов. Ну и, конечно, материально помогать тем ребятам, которые всерьез хотят связать свою жизнь с авиацией.

- Помимо твоих чемпионских званий ты ведь ещё один из членов пилотажной группы «Первый полёт» - самой известной летающей четверке на поршневых самолетах. Скажи, что важнее, собственное мастерство или работа в команде?

- Думаю, что одинаково важны оба фактора. В групповых выступлениях летчик должен быть и мастером, и в то же время мастерски работать в команде – иначе никак.

Пилотажная группа Первый полет
Пилотажная группа Первый полет

- А как вы нашли друг друга?

- Идея родилась у Дмитрия Самохвалова 13 лет назад, и с тех пор группа выступает, двигаясь от простого к сложному. В 2020 году мы поставили рекорд, исполнив «петлю Нестерова» 11 раз подряд.

Я в «Первом полете» почти с самого начала, и у меня, наверное, самое большое количество выступлений на авиашоу в составе пилотажной группы – почти 130. Приятно, что некоторые мои задумки были реализованы, ведь высший пилотаж – это не только спорт, но и немного творчества и искусства.

- Какое поздравление с юбилеем стало для тебя самым приятным?

- Самые приятные слова я услышал от своей супруги, Ларисы. Она тоже пилот и потому понимает меня лучше всех и всегда поддерживает.

Много добрых слов мне сказали в аэроклубе Сапсан ДОСААФ России, где я работаю пилотом-общественником.

Приятные пожелания я получил от своих родителей и дочери. В общем, в этот день я почувствовал, что заслужил уважение и авторитет, а значит, двигаюсь в правильном направлении, по верному курсу.