Что если бы «Титаник» был черной комедией? В прокат вышел «Треугольник печали» шведского режиссера Рубена Эстлунда, который называют главным сатирическим фильмом года. Это история о круизном лайнере, идущем ко дну вместе с пассажирами — представителями элиты. В роли капитана — идейного марксиста — саркастичный Вуди Харрельсон.
Треугольник печали — это, по сути, лоб: та часть нашего лица, которая чаще всего обрастает морщинами, когда мы выражаем эмоции. Забавный эпизод в начале фильма: молодых людей — моделей просят нахмуриться на камеру, чтобы показать, что они будто бы рекламируют что-то элитное, недоступное, вроде Balenciaga. А потом их просят улыбаться, будто они близки к народу и рекламируют что-то дешевое наподобие H&M.
Вообще, модели — одни из ключевых героев этой истории. Парень Карл и девушка по имени Яя оказываются на борту шикарного лайнера в компании миллионеров из разных стран. Тут будет все: и роскошные обеды, и интриги, и морская болезнь (одна из самых омерзительных сцен), и кораблекрушение. Такой прямолинейной сатиры на современное общество, которое постоянно преследует идею так называемого успешного успеха, не было давно. Продолжает кинокритик Лариса Малюкова:
Лариса Малюкова кинокритик «Портрет мира сегодняшний. Он хоронит этот мир довольно забубенно, весело. Вообще, у этого фильма ноги растут из кинематографа Феллини, Кубрика, Феррери. В этом смысле он чтит традиции, может быть, я бы даже сказала, немножко старомоден. При этом высказывание это очень актуальное. Это такая фарсовая трехчастная трагикомедия о гибели элит. В последний час жители корабля оказываются на необитаемом острове. С чистого листа конструируется новый миропорядок, к которому обычные люди стремятся. И как только он формируется, те снова оказываются неравны. Таким образом, Эстлунд размышляет о природе человеческой, в которой, не только как в финале этого фильма, секс по требованию, но в которой вообще антигуманные ценности почему-то по требованию. Мне кажется, это очень печальный диагноз».
Я сама смотрела этот фильм на закрытом показе Business FM для партнеров в столичном кинотеатре «5 звезд на Смоленской». В этот уик-энд там тоже можно посмотреть эту картину. У многих «Треугольник» вызывает противоречивые чувства, от восторга до отвращения. Картина — своего рода ответ этого года предыдущему, в котором был фильм «Не смотрите наверх» Адама Маккея. Если вам понравился «Не смотрите наверх», то наверняка зацепит и «Треугольник печали» шведского режиссера Рубена Эстлунда, говорит кинокритик, обозреватель издания «Правила жизни» Егор Москвитин:
Егор Москвитин кинокритик, обозреватель издания «Правила жизни» «Сам Рубен Эстлунд с каждым данным фильмом все меньше напрягает свой треугольник печали и все больше старается понравиться. Его первый громкий фильм — «Форс-мажор» — история, в которой отец бросает всю свою семью перед угрозой снежной лавины, при этом не забывая схватить свой телефон. Это был самый сложный, самый провокационный фильм. После этого он делает фильм «Квадрат», в котором издевается над самой, наверное, легкой для издевательств целью — современным искусством. И вдруг ему дают «Золотую пальмовую ветвь». Заодно в этом фильме он смеется над закрытыми элитными сообществами, например над обитателями жилых комплексов, которые отгораживаются от мира заборами, консьержами и так далее. Вдруг в следующем фильме — «Треугольнике печали» — он решает снова ударить именно по этой цели: посмеяться над современной элитой, которая не замечает, что все вокруг катится к какой-то катастрофе. Мы видим, что развивается метод, образ, стиль. При этом мы видим печальное упрощение образов. По сути, это искусство, которое капитулирует перед действительностью. С одной стороны, все сделано мастерски, с другой стороны — никаких ответов на вызовы времени этот фильм не предлагает».
На Каннском фестивале в этом году «Треугольник печали» оценили очень высоко. Эстлунд теперь обладатель сразу двух «Пальмовых ветвей».