Как и обещал ранее (в недавней статье на этом канале), напишу об очень интересном событии в жизни святителя Василия Великого.
Мне кажется, оно показывает во всей полноте духовную христианскую мощь святителя и ту благодать Духа Божьего, даваемую каждому христианину, которая именуется мужеством.
Увлекшийся император Валент.
В 370 году в Византии пришел к власти император Валент. Это был хитрый и суровый правитель. Его боялись придворные и народ, и потому старались не прекословить.
Император, не крепкий в христианстве, увлекся арианством. Ну, естественно, и архиереи, чтобы не гневать его и не иметь личных проблем, тоже стали поддерживать учение Ария, забыв о правильном понимании Христа, по Духу.
Самая главная религия, работающая в обществе, увы, еще с древности, не Божья, а от власти. Потому так и идет развитие человечества, хромая, падая и ошибаясь, губясь и страдая невинно. Земных правителей боятся и почитают больше Небесного – Бога. Сами же правители, возомнив о себе, любят собой заслонять Бога. Не ново. Последствия в истории бывают ужасны.
Так было и в 4 веке в Византии, при Валенте.
Не склонившийся святитель Василий Великий.
Святитель Василий Великий, в отличие от императора Валента и продажных архиереев, любил Христа и истинное христианство, которое тогда именовали Православием, отличая его от инославия. Он работал над составлением правильного Символа Веры, тех опор и принципов, которые важны для твердого христианства.
Святитель Василий Великий не склонил покорно голову под ереси. Бог для него лично был многим выше царя. Цари приходят и уходят. Бог всегда есть, неизменен.
Если царь, император заблуждается, то может императору покаяться и вернуться к Богу? Богу же, Христу Его изменять никак нельзя. Он выше и превыше всего. Так понимал Бога и императора святитель Василий Великий. Так определял правильные приоритеты жизни.
Посланник Модест.
Естественно, что такое строптивое поведение святителя Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской, не вызвало радости в Валенте. Непокорный – подумал он о святителе. Ничего, у нас длинные руки.
Император направил к святителю Василию Великому одного из своих чиновников по имени Модест. Переговорить с Василием, склонить его к "правильному" пониманию веры. А какое правильное? Все правильно: то, которое нравится императору. Император ведь всегда прав и каяться не собирается не в чем и не перед кем. Он выше всех, богоизбран (по собственным убеждениям самого императора).
Чиновник Модест вызывал непокорного святителя Василия Великого к себе. Святитель явился.
Модест стал склонять его принять арианство. Сначала увещеваниями, что это учение правильное. Император так считает. И все считают.
Потом - угрозой конфискации личного имущества.
Потом - апелляцией к закону, требующему беспрекословного подчинения императору.
Потом - обещанием физической расправы.
В общем весь последовательный набор запугивания был предъявлен. Уже в 4 веке от Рождества Христова такой набор существовал для непокорных.
Достойный ответ святителя Василия Великого.
Святитель выслушал его спокойно, смиренно (не покорно, а именно – смиренно, где смирение есть мир с Богом внутри себя, в сердце и разуме своем).
Он ответил Модесту:
«Если ты отнимешь у меня имение, то и себя этим не обогатишь, и меня не сделаешь нищим. Что я имею? Полагаю, тебе не нужны эти ветхие мои одежды и несколько книг, в которых заключается все мое богатство».
Святитель говорил уверенно, правду, не лгал. И это смутило Модеста. Он хотел запугать, но не получилось.
Святитель Василий Великий продолжил речь дальше:
«Ссылки (тюрьмы) нет для меня. Потому что я не связан местом. То место, на котором живу теперь, не мое. И всякое, куда меня ни сошлют, будет мое».
Изумление Модеста росло. В святителе чувствовалась невидимая внутренняя сила. Не это ли сила Духа Святаго?
Святитель, хорошо знавший Священное Писание, добавил к месту:
«Везде место Божье, где ни буду „странником и пришельцем“ (Пс 38:13).
Модест не знал, что ответить.
Святитель же продолжил далее столь же уверенно:
«А мучения что могут сделать мне? Я так слаб, что разве только первый удар будет для меня чувствителен. Стерплю. Смерть же для меня — благодеяние: она скорее приведет меня к Богу, для Которого живу и тружусь и к Которому давно я стремлюсь».
Модест не зная, что ответить святителю Василию Великому, молча отпустил его.
Послесловие.
Чиновник доложил императору о результатах беседы, ожидая его указаний.
Валент не стал наказывать святителя Василия Великого физически. Но он разделил Каппадокию на приходы, оставив за святителем его кафедру, не давая другим заразиться от святого его дерзостью и непокорству властям.
Святитель же не отказался от того, что считал истиной, оставшись верным Богу. Вот какое мужество по Духу Своему подает и ждет от человека Господь. Поистине, святитель стяжал его.
Хотите поделиться по теме статьи – пишите в комментариях.