Середина шестнадцатого века ознаменовалась тем, что пути в Новый Свет, а также в Китай с Индией были освоены португальцами, испанцами и голландцами. Поэтому Англии оставалось только искать иные маршруты, чтобы добраться до заветных территорий. Неосвоенным оставался только северный морской путь. Но и здесь была проблема: большая часть этого маршрута контролировалась русскими.
Но английские авантюристы все же решились попробовать пройти по северным морям. А на случай, если их кто-то остановит, они имели грамоты от самого английского короля. Вот только эти грамоты были составлены таким образом, что они могли бы быть вручены правителю любой страны.
И вот из Туманного Альбиона отправились три корабля. Два погибли в пути, и только одно судно под названием «Благое предприятие» добралось до Северной Двины. Здесь незваных гостей «радушно» встретили поморы, которые тут же доложили об этом воеводе. А тот, естественно, передал сообщение в Москву.
Иван IV приказал доставить в столицу командира корабля Ричарда Ченслера. Русский царь увидел в этом событии возможность наладить с англичанами не только торговые, но и политические отношения.
Когда Ченслер показал Ивану IV королевские грамоты, то русский царь ехидно заметил, что бумаги «составлены неведомо кому».
Тем не менее, привезенные англичанами товары развеяли все сомнения Ивана насчет помыслов иностранцев.
Так началась регулярная торговля между двумя странами. Из России в Англию везли лес, пеньку, дёготь, ворвань. Эти товары в ближайшем будущем помогли Туманному Альбиону стать «владычицей морей». К нам островитяне привозили оружие, сукно, олово.
Однако Иван IV мечтал не только об экономическом сотрудничестве с новыми друзьями, но и о военно-политическом союзе. А какой в те времена был лучший способ добиться этого – заключить династический брак.
У нас был купец – царь Иван, а за морями товар – королева Елизавета.
Ни в одних официальных документах ни разу не упоминается, что Иван засылал сватов к Елизавете. Единственный, кто писал об этом, был Джером Горсей, который славился своей не добропорядочностью. Поэтому особо ему доверять не следует.
Но есть неоспоримый факт: Иван и Елизавета состояли в переписке. В архивах сохранилось одиннадцать писем, которые Иван IV написал английской королеве.
Известно, что в этих письмах оба монарха уверили друг друга в особом отношении. Также они заручились тем, что если в их странах что-то пойдет не так, то они дадут друг другу убежище.
Однако самым интересным историки считают письмо русского царя, датированное англичанами 24 октября 1570 года. В нем помимо торгово-экономических вопросов Иван несколько раз упоминает о «тайных делах великого значения», которые были переданы Елизавете через ее посланника Дженкинсона.
Многие полагают, что под этими «тайными делами» как раз и скрывается предложение руки и сердца от русского государя.
Что на это письмо ответила английская королева неизвестно, вот только Иван позже написал ей разгневанное письмо, в котором назвал Елизавету «пошлой девицей», у которой нет никакой власти в ее стране. Иван IV также пообещал порвать все связи с Англией, даже торговые.
И это письмо также косвенно подтверждает факт сватовства. Но похоже невеста отказала Ивану IV, чем и разозлила несостоявшегося жениха.
Скорее всего мы так и не узнаем правды, сватался ли Иван IV Грозный к английской королеве Елизавете I или нет?
Подписывайтесь на мой канал и пишите комментарии.