В Монголии в конце текущего года возобновлена кампания, причем при содействии генсека ООН Антониу Гутерриша, в пользу создания ГЭС-каскадов в южном, то есть в северомонгольском, Прибайкалье. При том, что российская сторона поныне не имеет полноценной информации от Монголии об экологической составляющей этих проектов и их реализации. Тем не менее и как ни удивительно, эти проекты теперь получают поддержку некоторых российских экспертов. Монгольская же сторона считает, что в РФ не проводились исследования, которые должны были подтвердить безвредность задуманного строительства для экологии.
Упомянутое проявилось в ходе состоявшегося в Улан-Баторе в середине ноября российско-монгольского научного форума «Озёра Хубсугул и Байкал: экологические и экономические проблемы». К примеру, академик Арнольд Тухлонов из Байкальского института природопользования Сибирского отделения РАН выразил уверенность, что «строительство ГЭС на реке Эгийн-Гол (левый приток впадающей в Байкал Селенги. - Ред.) не вызовет серьезных изменений в экосистеме». По его мнению, существует «небольшое негативное воздействие на окружающую среду в виде регулирования речного стока». Сделан А. Тухлоновым также реверанс в отношении общеэнергетических проблем Монголии: «...если ГЭС на Эгийн-Гол будет использоваться в сочетании с газопроводом, Монголия может полностью решить свою энергетическую ситуацию».
Заметим, что эта ГЭС планируется самой мощной среди других аналогичных ГЭС-проектов в северомонгольском Прибайкалье.
Неудивительно, что такое мнение получило, по имеющейся информации, широкий благоприятный резонанс в Монголии. Но правомерно ли «объединять» оценку газопроводного проекта с экологической проблематикой монгольской гидроэнергетики? И, по всей видимости, упомянутый эксперт полагает, что можно бы пренебречь ущербностью монгольских гидропроектов для экологии Восточной Сибири.
Да, существует проект («Союз Восток») газопровода РФ–Монголия–КНР. Это западная нитка российско-китайского газопровода «Сила Сибири - 2» для поставок через Монголию в Китай до 50 млрд кубометров газа в год. Реализация этого проекта намечена в середине – второй половине 2020-х. Плата российской стороны Монголии за транзит будет осуществляться в основном поставками газа.
Но они предназначены главным образом для коммунально-бытового газоснабжения Монголии, поскольку там до настоящего времени не предусмотрено создания крупных электростанций, работающих на газе. Основной акцент в решении энергетических проблем в этой стране сделан именно на сооружении ГЭС. Притом в регионах, примыкающих не только к Байкалу, но и к другим экологически значимым объектам российской Сибири.
Тем временем российская сторона уже который год в буквальном смысле добивается от Монголии полновесной объективной информации по экологическим аспектам упомянутых ГЭС-проектов. Задействован в этой проблематике, напомним, и Комитет всемирного наследия ЮНЕСКО. Но, по всей видимости, воз и ныне там. Такой вывод напрашивается уже потому, что, как отметил на упомянутом форуме Содномсамбуугийн Дэмбэрэл, директор монгольского Института геофизики Национальной академии наук, «окончательное решение по проекту создания ГЭС на Эгийн-Гол еще не принято по многим причинам». Но самая главная, оказывается, в том, что «российская сторона не изучала подробно его потенциальное воздействие на экосистему Байкала».
Такая оценка откровенно грешит против истины. Ибо Минприроды РФ, администрации и общественность сопредельных с Монголией субъектов Федерации, профильные научные центры и эксперты не единожды проводили исследования по влиянию тех же ГЭС-проектов и смежных монгольских проектов на примыкающую билосферу. Главный вывод этих исследований, если вкратце, такой: технология реализация данных проектов способна нанести весомый экологический ущерб Байкалу и в целом Восточной Сибири.
Отметим, в этой связи и то, строительные работы по ГЭС на Эгийн-Гол начались еще в 2016 г. с привлечением льготного кредита примерно в 1 млрд долл. от КНР. Но эти работы были приостановлены в 2019-м из-за жалобы России в Комитет всемирного наследия ЮНЕСКО.
Впрочем, монгольская сторона сегодня фактически заручилась поддержкой со стороны генсека ООН А. Гутерриша. Поясним: премьер-министр Оюун-Эрдэнэ в ходе визита в Улан-Батор в августе с. г. г-на Гутерриша впрямую, можно сказать, пожаловался на позицию Москвы по ГЭС Эгийн-Гол. Нелишне процитировать: «...работы по этой ГЭС остановлены из-за подачи Россией жалобы в Комитет всемирного наследия ЮНЕСКО. Проект не окажет негативного влияния на водный режим реки Сэлэнгэ (монгольское название Селенги. - Ред.) и озера Байкал».
У российской же стороны, повторим, другое мнение по этому проекту, что известно монгольской стороне.
Тем не менее в Монголии «объявлен международный тендер и совместно с французской компанией проводится исследование биологического воздействия проекта, – уточнил монгольский премьер. – Если результаты исследования будут представлены на заседании Комитета всемирного наследия ЮНЕСКО и будет принято решение, то можно будет продолжить проект строительства ГЭС Эгийн-Гол».
Характерно здесь примечание: «если» итоги исследования Улан-Батор представит в ЮНЕСКО. Вдобавок монгольский премьер попросил «активной поддержки от ООН в решении проблем проекта, который сыграет важную роль в энергетической безопасности Монголии».
Г-н Гутерриш в долгу не остался: «Развивающиеся страны не должны находиться в энергетической зависимости. Поэтому ООН готова оказать поддержку на политическом уровне, ознакомившись с результатами исследования на сессии Комитета всемирного наследия ЮНЕСКО».
Как видим, высказанный концепт здесь больше политический, чем энергетический. Проще говоря, поставки российских газа и электроэнергии в Монголию, судя по упомянутому тезису главы ООН, усиливают энергетическую зависимость этой страны от РФ. От чего Улан-Батору, стало быть, пора избавляться...
Словом, можно предположить, что текущая геополитическая ситуация – точнее, санкционная обструкция Западом России, так или иначе разделяется генсеком ООН и позволяет монгольской стороне надеяться на «непророссийскую» позицию ЮНЕСКО по монгольским ГЭС-проектам. Соответственно, для Улан-Батора весьма кстати их поддержка со стороны самой ООН, курирующей к тому же ЮНЕСКО и ее Комитет всемирного наследия.
Между тем, как показывает давняя международная практика, политизация вопросов трансграничной энергетики или экологии способна серьезно ухудшить межгосударственные отношения. С учетом же всё более активного развития политико-экономических взаимосвязей между РФ и Монголией политизация означенных вопросов тем более недопустима.
Оригинал статьи размещен здесь