Мы назвали культуру информационной реальностью. Насколько это согласуется с общественным сознанием? Может быть, корень того и другого один и тот же? Во всяком случае, некоторые научные утверждения как бы подтверждают идею того, что культуру создаёт – ментальность.
Сначала так, история - наука о прошлом человеческих обществ. Хорошо, у нас есть свои интересы, чтобы изучать общество. Однако нет общества без культуры! И у каждого из ныне живущих людей существует некая «привязка» к какой-то культуре. Если история во многом связана со временем, различными периодами, соответствующими периодическими изменениями во времени, то культура отличается относительным постоянством.
Действительно, история – это об обществах и системах, но культура принадлежит системе, характеризует систему. Нам удобно сравнивать культуру с общественным сознанием. И вот, какие-то внутренние базовые культурные «штрихи» народов практически не меняются, являясь своеобразными «скрепами» того или иного общества. А общественное сознание по какой-то причине связывает все элементы в единое целое. Но что в основе культуры?
На протяжении веков могли сохраняться те или иные культуры (какие-то культуры, правда, исчезали). Почему? Давайте процитируем: «Культуру можно сравнивать с генетическим кодом общества, определяющим его целостность, идентичность, способность к самопроизводству и развитию».[1] А в чём выражается код? В последовательности и связанности элементов. Между прочим, код, в том числе, несёт (заключает в себе) – идею!
В общем, в понятие культуры сразу вкладывается информационная подоплёка. Данное обстоятельство отправляет нас в субъективную сферу, качественно наполненную. И надо отметить, субъективная реальность часто имеет дело с сознанием, в свою очередь, сознание определяется информационными процессами. Иными словами, информация циркулирует в обществе за счёт культуры. «Сложные системы – организмы, личности, общества – обладают и такой важной особенностью как способность накапливать и передавать информацию».[2] И наш разговор о культуре будет вестись как раз в информационном ключе (во многом).
Именно так получается, культура – это где-то «информационное качество» общества. И человеческие культуры разнообразны, вместе с тем, как раз на базе культуры одно сообщество отличается от другого. И культура выделяет человеческие общества из животного мира. «Человека из животного мира выделяет культура. Именно она определяет человеческое качество общества».[3] И всё-таки к культуре применим качественный аспект. Мы даже можем здесь определиться более конкретно.
Культура - совокупность символов, верований, ценностей, норм и артефактов. В ней выражены характерные черты данного общества, нации, группы. Благодаря этому общества, нации и группы различаются именно своей культурой».[4] Ценности, вера, символы – всё это что-то эмоционально значимое, которое в культуре проявляется через идеалы, на наш взгляд. Такое складывается ощущение, что культура соединяет эмоционально обусловленные идеалы и требующие, заметим, ментальности, символы (так как они несут определённый смысл). В культурах, на самом деле, присутствует и то и другое.
Но стоит уточнить один важный момент, сила культуры, её символика и идеалы, предопределяются идеями. Каждый народ – проводник каких-то идей (кода), то есть в большей степени имеющий сродство к определённым идеям. И человеческие общества также различаются восприимчивостью к идеям, как и индивиды. Это наша гипотеза. Мы намерены её проверять постепенно. «Идеи – правят миром!», - вполне себе философски глубокое крылатое выражение. И здесь снова можно найти информационный посыл.
Поэтому историю хорошо бы научиться исследовать как историю идей. И тут между историей и культурой прослеживается тесная связь, как существует связь между идеей и идеалом. «Вся история культурна, а история есть как бы развёрнутая история культуры».[5] Что, по мнению науки, объединяет историю и культурологию? «Общим понятием, объединяющим историю и культурологию, является ментальность».[6] Почему так? Мы подозреваем со своей стороны, что природа идеи ментальная, но она порождает идеал в сознании, который является продуктом идеи.
Вот оказывается как, ментальность «творит» культуру, зерно разума, так сказать. Ментальность в основе культуры! Ну, будем соглашаться с данным утверждением. Хотя есть косвенное тому подтверждение, животные, например, не обладают ментальностью, и у них нет культуры. Предлагаем к вопросу ментальности вернуться немного позднее, и более скрупулёзно попробовать его проанализировать. А культурная реальность, всё-таки, есть информационная реальность?
[1] История и культурология. Изд. второе, перераб. и доп.: Учебное пособие для студентов вузов / Н.В.Шишова, Т.В.Акулич, М.И.Бойко и др.; Под ред. Н.В.Шишовой. - М.: Логос, 2000. С. 10
[2] История и культурология. Изд. второе, перераб. и доп.: Учебное пособие для студентов вузов / Н.В.Шишова, Т.В.Акулич, М.И.Бойко и др.; Под ред. Н.В.Шишовой. - М.: Логос, 2000. С. 11
[3] Теория и методика воспитания: учебник для ст-тов пед. вузов / Н. М. Борытко, И. А. Соловцова, А. М. Байбаков; под ред. Н.М. Борытко. — Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2006. С. 5
[4] Кравченко А. И. Культурология Учебное пособие для вузов — 4-е изд — М Академический Проект, Трикста, 2003 С. 11
[5] История и культурология. Изд. второе, перераб. и доп.: Учебное пособие для студентов вузов / Н.В.Шишова, Т.В.Акулич, М.И.Бойко и др.; Под ред. Н.В.Шишовой. - М.: Логос, 2000. С. 8
[6] Лысак И.В. Общество как система: Учебное пособие по социальной философии для студентов высших учебных заведений. - Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2012. С. 4