Атаке 15 ноября в какой-то степени не повезло. Она сразу вылилась в польский трактор, который, по крайней мере так казалось, переведёт локальную войну в глобальную. А буквально через неделю, 23 ноября, прошла более серьёзная и более успешная атака. Да и оценить происходившее достаточно сложно, украинцы информацию о своих повреждениях секретят настолько, что их же данные иногда считают дезинформацией…
А можно ли вообще по внешним признакам узнать о том, что украинская система накрылась? Тут, казалось бы, всё просто - берём данные по перетокам на сайте ENSTO-E, дожидаемся обнуления всех украинских перетоков и говорим, что Украина, как минимум, вывалилась из синхронной работы с Европой, а как максимум, причём с хорошей такой вероятностью, потеряла вообще собственную энергосистему как единое целое. Но это не так. Подобное было бы верно для какой-нибудь шелупони типа Литвы. С Украиной такой фокус не прокатывает – проблема в наличии Закарпатской области, которая с Европой связана лучше, чем с Украиной (3х400 кВ + 2х220 кВ против 1х400 + 2х220 кВ), и Молдавской ГРЭС, которая, несмотря на разворачивающиеся вокруг неё события, продолжает выдавать в энергосистему мощность примерно эквивалентную нагрузке Приднестровья. Но тем не менее, какие-то выводы из этих перетоков делать можно. Давайте попробуем.
Итак, 15 ноября, 15:00-16:00 по Москве. В Закарпатье фиксируем небольшой украинский экспорт (159 МВт) – скорей всего, работает Бурштынская ТЭС. Подозреваю, что ОРУ 400 кВ электростанции не работает. На румынском транзите всё как обычно в ноябре – румынские 662 МВт делятся на Молдову (около полугига) и Украину (остальное). Молдавская ГРЭС работает на Приднестровье (100-150 МВт). В пятом часу начинает прилетать – взлетает экспорт в Венгрию (предположительно, по ВЛ 750 кВ Западноукраинская – Саболчбака) и падает импорт из Молдовы. Логично – удар приходится по подстанциям 330 кВ, нагрузка падает и украинская генерация начинает выплескиваться наружу. Но в районе 17:00 прилетает вторая волна, и понеслось…
Судя по всему, вылетает ПС 750 кВ Западноукраинская – в Закарпатье экспорт резко меняется на импорт (Бурштынская ТЭС начинает работать внутрь Украины – потому что отрезаются западноукраинские АЭС и, кроме того, ловит удар Добротворская ТЭС, скорей всего, польский трактор попал под раздачу именно этого удара), но остаётся в разумных пределах (пропускной способности двух ВЛ 220 кВ). Румынский транзит вылетает (не совсем понятно почему – скорей всего, отключилась ПС 400 кВ Вулканешты), ВЛ 400 кВ Исакча – Вулканешты на часок с копейками, ВЛ 400 кВ Молдавская ГРЭС – Вулканешты, скорей всего, тоже и на больший срок; Украина начинает компенсировать выпавшую мощность с Днестровского каскада ГЭС и Ладыжинской ТЭС (т.к. транзит 330 кВ через Молдавскую ГРЭС работает), но кто-то в Молдове, естественно, без света.
В районе 18:00 линию Исакча – Вулканешты включают, но, похоже, неудачно, в районе 18:15 она опять вылетает на полтора часа (об этом говорят малохольные поставки по ней за период 18:00-20:00). Где-то в районе 19:45 линия начинает работать нормально, но ВЛ Молдавская ГРЭС – Вулканешты по прежнему выключена, поэтому румынский транзит остаётся на уровне 150-200 МВт (это примерная нагрузка южной Молдавии и украинской Бессарабии, которая запитывается от Вулканешты по ВЛ 110 кВ). Полностью румынский транзит восстановят уже ночью 16 ноября – это видно по тому, что после полуночи транзит Украина – Молдова начинает ходить в режиме балансировки (т.е. небольшая мощность и периодическое изменение направления перетока).
На Западной Украине между тем выключаются Ровенская и Хмельницкая АЭС, из-за ударов по нагрузке, но для перетоков это событие экранируют неработающие ОРУ 400 кВ Бурштынской ТЭС и ПС 750 кВ Западноукраинская, а также наоборот, работающие, Днепровский каскад ГЭС и Ладыжинская ТЭС. Но, в общем, для украинцев кризис уже миновал – удары прекратились, плюс румынский транзит, хоть и через сеть 110 кВ, но заработал…
Что можно отметить? Если целостность украинской системы особо не подвергалась сомнению (все электростанции центра и востока оставались хорошо перевязаны за счёт работающей Южноукраинской АЭС), то вот связь её с Европой висела, похоже, на соплях, точнее на транзите 220 кВ Мукачево – Стрый – Бурштынская ТЭС, переходящим в транзит 330 кВ Бурштынская ТЭС – Ивано-Франковск – Черновцы – Каменец-Подольский – Днестровская ГЭС. Есть вероятность, что работали и другие транзиты (например, Бурштынская ТЭС – Западноукраинская – Винница-750, мы же знаем, что Западноукраинской не привыкать работать в экстремальных условиях), но по любому вывезла соединение с Европой пара Бурштынская ТЭС – ПС 750 кВ Западноукраинская. Ещё можно отметить возможность транзита через ОРУ 330 кВ Молдавской ГРЭС, позволившая достаточно быстро наладить связь между украинской сетью 330 кВ и молдавской ПС 400 кВ Вулканешты по сетям 110 кВ.
В общем, можно сказать, что 15 ноября обе стороны потренировались. Украинцы поняли, что нужно устранять слабые места (ОРУ 400 кВ Бурштынской ТЭС и молдавскую ПС 400 кВ Вулканешты), а наши – что нужно что-то делать с недобитой тепловой генерацией, в первую очередь, с Ладыжинской ТЭС.
И 23 ноября российские ракеты и украинские диспетчера сошлись вновь…