Всю свою жизнь, сколько себя помнила Ната, она училась быть удобной. Сначала - в детском садике.
"Не плачь, веди себя тихо, а то бабайка придет", - пугала воспитательница, которой неудобно было успокаивать плачущего ребенка, скучающего по маме. Скучать и выражать эмоции было нельзя. Это доставляло неудобство окружающим. Дети, которые вели себя тихо, были в почёте. Им, например, разрешали брать на ручки крыску Лариску. В те времена в детских садах ещё были живые уголки.
Дома тоже предпочтительно надо было быть удобным ребенком. Родители уставали на работе и вникать в мелкие переживания чада никто не хотел. Итак забот хватает! И одежду тоже лучше не пачкать на прогулке. Мама ругалась и причитала, что "тебе хорошо, нагулялась, а мне стирай руками". Машинки стиральной не было. Она появилась позже. Поэтому маленькая Наташа всю прогулку и в садике, и во дворе, сидела на скамеечке, либо же гуляла очень аккуратно.
Чтобы не доставлять маме неудобств, уже в 5 лет стала стирать платьица сама. Простым хозяйственным мылом.
В школе начался новый этап жизни по превращению Наты в ещё более удобную личность.
Родители оценивали состояние школьных дел дочери исключительно по оценкам. Хорошие и отличные оценки - все хорошо. А уж друзья, увлечения и интересы помимо школы - это дело десятое. За отличные оценки никто особо и не хвалил - это было дело обычное и само собой разумеющееся.
Зато единицу по ОБЖ до сих пор вспоминают на семейных посиделках. Лишь однажды Ната позволила себе ослушаться. Она наотрез отказалась надевать учебный респиратор, она почему-то испугалась, за что получила жирную единицу прямо в журнал, замечание в дневник и насмешки одноклассников.
Тогда родители заинтересовались делами Наты и мама посетила школу, о чем не забыла несколько раз упрекнуть дочь, ведь "такого унижения натерпелась, да ещё и с работы пришлось отпрашиваться". Неудобно! И мама Наты неделю общалась с дочерью сквозь зубы.
Больше Ната не пыталась возражать, а покорно слушала учителя. Нет, были ещё робкие попытки Наты выразить свои эмоции и желания. Но они пресекались лозунгами: "Много ты по жизни понимаешь!", "Ты еще маленькая, тебе не понять". Так, постепенно, Ната привыкла жить, чтобы не вызвать лишних проблем и для родителей, и для себя в том числе. Ей самой так стало удобнее. Она привыкла.
Школьные годы прошли за учебниками. Пятерки сами себя не получат, знаете ли. Золотая медаль - гордость мамы на зависть родственникам! И, конечно, вуз, престижный экономический факультет, как посоветовали родители. Что они, зря столько для дочери пахали на этой работе? Должна оправдать ожидания. И Ната оправдывала, как могла, чтобы заслужить похвалу и любовь близких ей людей, которые были ей нужны и дороги. Ей так не хотелось лишиться их любви! А любви периодически лишали, отказывая в общении и участии в судьбе дочери.
Замуж Ната тоже вышла как-то аккуратно, потому что "надо" и возраст, оказывается пришёл. Ната ни с кем никогда не встречалась. Нет, в школе нравился один мальчик, но мать тогда строго-настрого запретила эти встречи, закрыв дочь дома с учебниками.
"Как тебе не стыдно, ты же девочка", - упрекали родители. Школьная привязанность постепенно сошла на нет. Поэтому в замужество Ната не вступила, а, можно сказать, аккуратно вляпалась. Без понятия совершенно, а что же в этом замужестве ей надо делать и зачем. Знала только, потому что "так надо", "это не престижно жить не замужем", словно ты не нужна никому. А Нате хотелось быть нужной. К тому же Олег был внимательным молодым человеком. Да и мама причитала, что вот, она не вечная, пора Нате замуж..
И Ната, сама того не ведая, вдруг, словно по какому-то навету, начала пытаться заслуживать любовь у новоиспеченного мужа. Ей казалось, что её совершенно не за что любить, если она, к примеру, не выдраит всю квартиру. Или, скажем, не будет лучшим работником, чтобы сразу и на доску почета. А потом Ната родила сына. Теперь задача становилась ещё сложнее. Теперь надо было бежать в три раза быстрее, чтобы оправдать ожидания родителей, мужа, и успевать заботиться о маленьком сыне. Но Ната не жаловалась вовсе. Она привыкла. Она же девочка, должна уметь обо всех заботиться. Кто, как не она?
Так Ната и жила, бегала, как белка в колесе, по кругу забот. Потом родился второй сын. "Ну, а как же, надо же обязательно двое детей", - транслировалось отовсюду, из каждого утюга. И Ната побежала еще быстрее, в четыре раза. Так положено, так надо! Беги, старайся, а то муж еще бросит, будешь потом РСП. А что ты хотела, легкую жизнь? Казалось бы, так просто, возьми и не делай что-то. Но нет, тут же включается... что? Чувство вины и долга. И Ната старалась всё успеть, не причинять никому неудобств, поэтому бежала, бежала, бежала...
А однажды у Наты кончились силы. Однажды она поняла, что нет сил больше ни на что. Что ей больше абсолютно не интересно, кто и что о ней думает, кто её любит или не любит. Ей вдруг самой стало неудобно так жить. Неудобно жить с самой собой.
Что услышать, наконец-то, себя, - это необходимость. Потеряв силы, она, наконец, задумалась, а почему так живёт? У кого что пытается заслужить? Так начался ещё один путь Наты... Путь - от удобной - к любящей себя. Полюбить себя - это не значит есть пирожные с масляными розочками в 6 вечера. Это не значит быть эгоисткой. Это иногда означает умение просто выражать свои мысли, эмоции и желания. Свои, личные, а не желания кого-то. Не бояться кого-то в жизни потерять, а бояться потерять себя.
И Ната начала работать над собой. Пусть поздно, чем никогда. И третьего ребенка вдруг отказалась рожать. И бежать по первому зову перестала. И все на алтарь детей, мужа, родителей, свёкров перестала складывать. И стала неудобной, фу, какой. И пришлось перестраивать полностью отношения с мужем, родителями... Снова идти, спотыкаться и даже падать. Зато появились немного силы, энергия жизни. Интересно, а если бы силы не кончились, Ната бы так и бежала, только раз в 6 раз быстрее? Вот такая история одной девочки, как важно хоть иногда слышать себя.
А вы знаете таких девочек?