Найти тему
George Rooke

Немного о прозвищах кораблей.

Еще одна тема, про которую бы хотелось поговорить – это прозвища кораблей. Ведь как говорил незабвенный капитан Врунгель, «имя для корабля – то же, что фамилия для человека. Назовите судно «Геркулес» или «Богатырь» – перед ним льды расступятся сами, а попробуйте назовите свое судно «Корыто» – оно и плавать будет, как корыто, и непременно перевернется где-нибудь при самой тихой погоде».

Мы сделаем микс как по странам, так и по эпохам – то есть затронем основные флоты, и разбег возьмем от XVIII аж до XX века.

И для затравки давайте начнем с общеизвестного, со своего рода символа флота США – фрегата «Конститьюшн». Его прозвище во флоте США было «Old Ironsides», или «Железнобокий старик». Получил он это прозвище во время англо-американской войны 1812 года, когда сошелся в очной дуэли с 38-пушечным британским фрегатом «Герьер».

В этом бою по признанию британского капитана Дейкреса ядра просто отлетали от бортов «Конститьюшн», что при ближайшем рассмотрении неудивительно – «Конститьюшн» сближался с «Герьер» под углом, залпы англичан пришлись по касательной в носовую часть корпуса, и часть ядер с «Герьер» дало рикошеты в сторону. Кроме того, не стоит забывать, что толщина борта «Конститьюшн» составляла 63 см, как у линейного корабля, тогда как на «Герьер» тот же параметр составлял всего 38 см.

Идем дальше. Знаменитый «Бонном Ричард» - корабль Джона Пола Джонса. Чтобы получше понять происхождение прозвища – немного объяним прелесть ситуации. Джон Пол Джонс на тот момент находился во Франции, ему для крейсерств выделили списанный корабль французской Ост-Индской компании «Дюк де Дюра», команда у американского капитана на треть состояла из американцев, плененных англичан, согласившихся послужить под американским флагом, и… освобожденных из французских тюрем заключенных. Так вот, первые две трети с подачи последней трети дали кораблю свое наименование, в столь любимой англичанами манере игры слов – «Bonnie Dick». Перевести это можно, в зависимости от уровня испорченности, либо как «Хорошенький Дик» (Дик – сокращение от Ричард в английском языке), ну либо как… «сладкий член». Выбирайте, какой перевод вам более по вкусу.

Ну а на очереди у нас очень необычное прозвище. Это прозвище французского корабля, но… в британском флоте. Итак, Дарданельская операция 1915 года, среди прочих в англо-французской эскадре присутствует броненосец «Генрих IV», по-французски его название звучало как «Анри Куатре» (Henri Quatre). Уже под вечер вся британская эскадра переиначила это название в Angry Cat (Голодный Кот). Нет, ну а что? Созвучно же!

Неоцененные детища адмирала Фишера, «белые слоны» «Фьюриес», «Корейджес» и «Глориес» («Яростный», «Отважный», «Славный»). Вооружены - на уровне лучших линкоров, скорость - сумасшедшая, но защиты – почти никакой, все пожертвовано на калибр пушек и мощность машин. Понятно, что над этой тройкой моряки сразу же стали издеваться, переименовав ее в HMS Curious, HMS Spurious и HMS Outrageous, то есть в крейсера «Странный», «Поддельный» и «Возмутительный».

Знаковый английский линкор «Дредноут» (Бесстрашный), имя стало нарицательным, и все следующие корабли подобного типа стали называть дредноутами, а позже – сверхдредноутами. Понятно, что моряки корабля, восхищенные такими характеристиками, стали называть его уменьшительно-ласкательно – «Dread», то есть просто «Ужас». Для врагов, естественно. Получился эдакий судья Дрэд, позже прозвище трансформировалось в «Дредо» («Ужастик»).

Но давайте не будем забывать и парусный флот. У нас на очереди 60-пушечный «Ахиллес» постройки 1757 года. В 1762 году корабль участвовал в высадке десанта на острове Бель-Иль и 7 апреля поддерживал сухопутные части своим огнем. Однако оказалось, что французы отлично укрепили остров, десант был отбит, а «Ахиллес» получил множество попаданий, многие из которых были очень серьезными. И уже на следующий день «Ахиллес» называли не иначе, как «Эйджесхеллс» (Eggeshells, яичная скорлупа). Собственно, прозвище привязалась к кораблю намертво, и все другие корабли с подобным наименованием тоже становились «Яичной скорлупой». Нет, ну а что вы хотели? «Чтобы построить корабль – нужно три года, а чтобы создать традицию – триста лет».

А мы же пока переедем опять в Англию начала XX века, и вспомним знаменую сладкую парочку – линейные крейсера «Рипалс» и «Реноун». Корабли, построенные в 1915 году, последовательно перестраивались в 1916-м, 1917-м, 1918-м, и к концу Первой Мировой за ними прочно закрепились прозвища - HMS Refit и HMS Repair (Ремонт и Перестройка). Ну а как вы хотели? Язык у моряков острый, лучше не попадать.

Прозвище 74-пушечного линейного корабля «Венджанс» (Возмездие) отсылает нас к Библии. В XVIII веке люди были очень набожны, первая книга, которую они вообще читали, была Библией, и понятно, что отсылки к Библии в то время просто кишели по любому поводу. Знаменитая фраза из послания к Римлянам: «Do not avenge yourselves, beloved, but leave room for God’s wrath. For it is written: «Vengeance is Mine; I will repay, says the Lord» (Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь.) стала основой прозвища - The Lord's Own, ну или «Прерогатива Господня». То есть имеется ввиду, что возмездие есть задача Господа.

Да что мы все об англо-саксах? Ведь был как минимум французский флот, моряки которого тоже давали прозвища своим кораблям.

Французский корабль «Гош» (во французском произношении произносится как Ош), построенный в 1880-х годах, отличался, как и все французские барбетные броненосцы того периода, какими-то сказочными наделками, надстройками, покатыми боками, да вот лучше сами фото посмотрите (ФОТО).

И французские моряки с ехидством сразу же обозвали его Le Grand Hotel, «Большой Отель». Перцу в прозвище добавляло то, что в тот момент в Париже существовал Le Grand Hotel, который постоянно перестраивался, точно так же как и «Гош», который не вылезал с верфей. Так что сходство было полным.

Крейсер «Жанна д’Арк»1899года постройки. И тут нам тоже придется смотреть на фото, ибо корабль обладал аж шестью трубами, скомпонованными по три в носу и корме. Понятно, что во французском флоте он получил прозвище «Paquet de cigarettes» (пачка сигарет). Прям по Цою: «Но если есть с кармане пачка сигарет – значит все не так уж плохо на сегодняшний день». Кстати, такое же прозвище получил и русский крейсер «Аскольд» во время Первой Мировой от немецких подводников.

А вот еще один интересный корабль – французский броненосный крейсер «Эдгар Кине» 1911 года постройки. Прозвища у этого корабля не было до… момента его кончины. В 1930 году, превращенный в учебный крейсер, «Эдгар Кине» у берегов Алжира недалеко от гавани Орана сел на мель. Снять его с мели не удалось, и он развалился и утонул пять дней спустя. Но во Франции того времени были проблемы с финансами, и убрать обломки все никак не получалось до окончания Второй Мировой. Ну и французские моряки переиначили «Эдгар Кине» (Edgar Quinet) в «Эдгара Умирающего» (Edgar qui meurt), ну типа, который всё умирает-умирает, но никак не умрет.

Тему продолжать можно было бы долго, но давайте закончим ее советским флотом. Итак, крейсер проекта 26-бис «Молотов». В 1957 году в рамках борьбы за власть Хрущева его переименовали в «Славу». Кто-то подметил, что Молотова вообще-то звали Вячеслав, то есть… Слава. Поэтому крейсер неофициально теперь и именовался «Слава Молотов».

Крейсера «Красный Крым» и «Красный Кавказ». В 1920-50-е у СССР была прям мания каких-то непонятных сокращений, чего только стоит Замкомпоморде (заместитель комиссара по морским делам). Ну и моряки, высмеивая эту традицию, первый стали именовать «кыр-кыр-кыр-кыр» (Краснознаменный крейсер «Красный Крым»), а второй, соответственно, «кыр-кыр-кыр-кыз» (Краснознаменный крейсер «Красный Кавказ»).

Отдельно стоит сказать и про классификации советских кораблей в НАТО, которые очень часто переносились на советский флот. Отсюда появились лодки «Фокстрот» (проект 641, Акула), Зулу или Зулусы (611 проект), Ноябри (627/627А проекты, Кит) и т.д.

Так что тема прозвищ кораблей – она присуща всем флотам и всем эпохам.