Найти тему
⚓Блокнот капитана

Узнать город за один день…

Утверждение, конечно, спорное, но для названия информационной статьи, появившейся как итог пребывания в городе N-ске (в данном случае – в Туле) – вполне обоснованное.

Во-первых, однодневный срок для знакомства в какой-то степени нивелирует познавательный потенциал разных людей, и в тоже время подталкивает более любознательных к устранению «белых пятен».

Во-вторых, в изучении исторических предметов, документов, объектов приоритетными будут более важные, а не второстепенные артефакты. Любой гид, находясь в условиях вынужденного цейтнота, заострит внимание аудитории на основной части своего повествования, отказавшись от «воды и спама».

В-третьих, накопленный опыт и практические навыки знакомства с новым, обычно рекомендуют исследователям двигаться по проверенным алгоритмам. С одним из них довольно давно познакомил меня кто-то из советских журналистов. «Чтобы узнать город за один день нужно побывать в аэропорту, на вокзале и посетить один из ресторанов». А я, с учетом современных реалий, осмелился и внес некоторое уточнение в последний пункт. В новой редакции он стал выглядеть так: «посетить «местный Арбат».

Есть ли аэропорт в Туле?

Для большинства читателей ответ появился почти одновременно с вопросом. Трудно представить целесообразность размещения аэродрома близь Тулы, на расстоянии сотни-другой километров от московских. И хотя отдельные элементы аэродромного хозяйства в Клоково и сейчас в рабочем состоянии, инфраструктура этого вида транспорта здесь была минимизирована.

С 1959 по 1995 гг. в Клоково, на окраине областного центра, размещался аэропорт двойного базирования. Наряду с военными, здесь эксплуатировались и гражданские машины, относящие к легкой авиации (Ан-12, Ан-24, Як-40, вертолеты). Не менее успешно использовалась местная авиация и в последующие годы. С 2014 года в Туле аэропорта нет.

Тула I-Курская МЖД

Так на языке профессионалов-железнодорожников называется пассажирский терминал крупной узловой станции Тула I- Московской железной дороги. Для широких народных масс и для желающих познакомиться с городом – это Московский вокзал.

Он был построен в 1868 в соответствии с Положением Императора Александра II от 21 мая 1864 г.
ФОТО: www.train-photo.ru
ФОТО: www.train-photo.ru

В последующем вокзал неоднократно (в 1913, 1951, 2009 гг.) перестраивался и реставрировался. Сейчас выглядит очень строго и как-то торжественно. Но для внимательного туриста и пассажира, даже в период кратковременного посещение этого важного объекта РЖД не остаются незамеченными его некоторые особенности.

Несмотря на то, что Тула-I по классификации ж.д. станций является пассажирской, ее услугами пользуются в основном пассажиры электричек и проходящих поездов дальнего следования. Их формирование здесь происходит крайне редко, поэтому в отдельные моменты количество охранников на территории вокзала превышает число пассажиров в зале ожидания.

Само здание вокзала и вся окружающая его территория завидно отличаются от многих российских и зарубежных станций и вокзалов, на которых мне пришлось побывать. И главное отличие тульских железнодорожников от их коллег – умение обеспечить и постоянно поддерживать чистоту и порядок. Скептикам, считающим понятия «чистота» и «ж.д. вокзал» - антагонизмами, могу ответить лишь, перефразируя незабвенного М.С. Паниковского – «Нет, вы поезжайте и посмотрите…», (в оригинале – «спросите»).

ФОТО: wiki.nashtransport.ru
ФОТО: wiki.nashtransport.ru

Большое число торговых помещений (около 30), разных по формату, но объединенных одной идеей – обеспечить всех пассажиров визитной карточкой города – «Тульскими пряниками». И хотя павильоны выглядят некоторым диссонансом с соседними зданиями, вряд ли у кого поднимется рука на святое – на торговлю пряниками.

ФОТО: www.петропавловск.kz
ФОТО: www.петропавловск.kz

Оригинальным отличием привокзальной площади Тулы от ее аналогов в других городах, выступает несколько необычный «комплекс памятников». Именно так, может слегка цинично и с элементами излишней критики, можно рассматривать памятники и мемориалы по адресу ул. Путейская д.2. Это:

  • монумент «Защитникам города-героя Тулы»;
ФОТО: must-see.top
ФОТО: must-see.top
  • бронепоезд № 13 «Тульский рабочий»;
ФОТО: yandex-images.clstorage.net
ФОТО: yandex-images.clstorage.net
  • Музейный комплекс «Пожарный поезд»
ФОТО: www.tsn24.ru
ФОТО: www.tsn24.ru
  • Памятник «Мастерам-оружейникам и солдатам Первой мировой войны.
ФОТО: s3.fotokto.ru
ФОТО: s3.fotokto.ru

Каждый из них (авторство почти всех принадлежит Салавату Щербакову) представляет большой художественный интерес и элементы исторической правды. Оставим это на суд профессионалов.

Лично мне не понравилось размещение объектов. Что-то напоминает Московский парк « Музеон» на Крымском валу представлены более 650 произведений монументального искусства советского периода. В Туле кроме представленных, есть еще ряд памятников и монументов, пропагандирующих мужество и героизм представителей этого трудового города. Может быть правильным было бы увековечить память всех, кто защищал Родину. Тогда, например, у молодых поколений, цифры «1914», венчающие стелу, одного из памятников, не вызывали вопросов. Да и вот таких спорных (1941-1942 или 1941-1945) эпитафий на памятниках защитникам Тулы не будет.

Сколько улиц Арбат в России?

Реакция на этот вопрос может быть разной, в зависимости от участвующих в опросе респондентов.

У кого-то, особенно у москвичей, это недоумение, граничащее с раздражением (Одна! Сколько еще можно эксплуатировать «московскую старину»?)

У других, это проявление некоторой агрессии, замешенной на «квасном патриотизме» (Да сколько угодно. Наши Бауманская, Ленинградская, Большая Покровская, Почтовая, Московская, Валиханова, Георгиевская и прочие в других городах постоянно сравнивают с Арбатом. А, среди них многие не хуже вашего – московского.

Наконец, есть и такие, для кого слова построим еще сколько надо звучат как команда к действию. Сегодня уже редко встретишь человека, для которого Арбат просто имя собственное, улица, на которой в разные годы проживали А.С. Пушкин, Б.Окуджава, А. Рыбаков, многие великие актеры театров Сатиры, На Малой Бронной, Вахтангова, размещается само здание театра, художественные галереи и выставки.

Арбат, став именем нарицательным, из «рассадника демократии» периода ранней перестройки, сосредоточивший на своих «пешеходных» квадратных метрах «всякой твари по пари» (не судите строго) смог стать любимым местом отдыха для жителей столицы (удивительно, как они туда попали???) и «понаехавших» гостей.

Трудно сказать, какой город стал «образцом» скромности и готовности взять на себя груз ответственности, назвавшись Арбатом № 2 Тула в это число не попала.

Тульский Арбат – гордость города мастеров

Именно – мастеров. Так исторически сложилось, что процесс зарождения, формирования, развития промышленного производства происходили именно в городах, которые, оказывали заметное влияние на повседневную жизнь. Они через создание профессиональных объединений, цехов, гильдий, посредством выработки общих технических правил, обучения и воспитания новых работников, создали не просто улицу Арбат, а целый комплекс, в который входят: Улица Металлистов (Пятницкая, Никольская) существует с XVI века.

ФОТО: panevin.ru
ФОТО: panevin.ru

Была одна из самых богатых улиц Тулы. С 1742 года она была полностью замощена дорогим булыжником. Все дома строились из белого камня и красного кирпича. Улица застроена разными по стилю домами. Большая часть из них хорошо спланированные частные дома тульских купцов и мещан. Практически у всех подъездов стояли фонари, что в те времена было большой роскошью.

После революции улица пришла в упадок. В последние годы, начиная с сентября 2017 года была серьезно реконструирована, на ней восстановлено 26 исторических зданий. Улица стала пешеходной.

ФОТО: dostop.ru
ФОТО: dostop.ru

Не стану специально выделять архитектурных долгожителей, представителей неугомонного сообщества «САМЫЕ-САМЫЕ»», артефакты, делающие город, узнаваемым без справочников и рекламных буклетов.

Постараюсь воспользоваться своим правом выбора и возможностью заявить, что на вкус и цвет…Ну дальше все знают

Казанская набережная

Первый вопрос, который возникает у многих, оказавшихся на этом месте в Туле обращен к названию. Ну набережная понятна. Конечно не велика, зато главная, водная артерия города, разделяющая его на две части. И название не броское - Упа. А вот Казанской набережная стала потому что до 1920 года рядом находился храм иконы Казанской Богоматери.

ФОТО: premiya.archiwood.ru
ФОТО: premiya.archiwood.ru

Вообще набережные, как Заводская так, и Кремлевская, неоднократно переходили из состояния собственности то города и, то завода, то обратно, меняли свое назначение. Например, из любимого места отдыха горожан с, лодочной станцией и кегельбаном, Кремлевский сад уже в ХХ превратился в заброшенный пустырь.

Следующим периодом преобразования набережной стали совсем недавние мероприятия по подготовке к празднованию 500-летия Тульского Кремля.

И так, за один день в Туле можно посмотреть много интересного. Но, торопится не надо….

Для оформления статьи использованы фотографии из открытых интернет-источников и фото-банков, не требующие указания авторства и разрешенные для коммерческого использования согласно лицензии CC0 Creative Commons.

Если Вам понравилось наше повествование или Вы хотите связаться с автором статьи, оставляйте комментарии к публикации, и он Вам обязательно ответит. Возможно, Вы сами хотите рассказать о своих туристических открытиях, читателям нашего он-лайн путеводителя будет очень интересно узнать о том, что Вы увидели, и что Вам показалось интересным! Оставляйте комментарии, вопросы, рассказывайте о впечатлениях о путешествиях, предлагайте темы для новых обзоров и статей!