Всем привет! Пристегните свои привязные ремни, мы начинаем.
Это необычный, но очень интересный вопрос. Наверное, некоторые из пассажиров замечали, что в кабине их самолета почему-то сидят аж два командира, а второго пилота нет. Почему такое случается? Кто в таком случае самый главный в экипаже? И могут ли аналогично летать вместе два вторых пилота? Давайте разбираться.
Планирование экипажей
Дело в том, что у авиакомпаний не всегда получается запланировать на рейс экипаж в составе КВС (командир воздушного судна) + второй пилот. Бывает такое, что кто-то заболел или случилась форс-мажорная ситуация, а экипажи из резерва уже улетели или не могут быть запланированы на рейс по другим причинам. Поэтому в самолете оказываются два командира: один сидит слева, второй - справа. Это бывает особенно выражено в маленьких авиакомпаниях с небольшим штатом сотрудников.
Два командира, кстати, могут так же лететь вместе по решению авиакомпании, если это новое направление в ее маршрутной сети, а аэродром посадки имеет особенности. Поэтому на такой рейс может планироваться «проверенный» опытный экипаж.
Любых ли командиров можно запланировать вместе?
Чтобы два КВС могли полететь в одном экипаже, им необходимо пройти специальную подготовку. Такая подготовка может даваться во время тренажерных сессий, так как каждый пилот обязан проходить несколько проверок на тренажере: это License Proficiency Check, при сдаче которой обновляется допуск на тип воздушного судна, допуск для полетов по приборам, а также сама лицензия пилота, и Operator Proficiency Check (проводится каждые 6 месяцев), во время которой оценивается пилотирование и действия в нештатных ситуациях.
Так, во время License Proficiency Check для командиров может проводиться проверка под названием «Right seat check» - проверка с правого кресла, во время которой КВС садится в правую чашку, при этом экипажу могут вводится плохие метеоусловия, отказ двигателя, пожар двигателя и т.д. Это делается с целью подготовки КВС к полетам с правого кресла в роли «мониторящего пилота» (кто это такой - читайте в статье по ссылке) с другим командиром.
Давая такой допуск своим командирам, авиакомпания увеличивает гибкость планирования экипажей и страхует себя от издержек, которые могут возникнуть, если один из членов экипажа не явится на рейс. Однако если такой командир захочет стать «pilot flying», то есть захочет пилотировать самолет, ему придется пересесть в левую, командирскую чашку. Это не очень удобно, поэтому для таких командиров проводится дополнительная подготовка для пилотирования с правой чашки. Стоит отметить, что эти правила могут немного меняться в зависимости от авиакомпании.
Кто главнее?
Право определять, кто в таком случае будет выполнять функции командира, а кто - функции второго пилота, - отводится авиакомпании. Приоритет, как правило, отдается либо более опытному пилоту, либо более «титулованному». Например, если спланировали двух КВС с налетом по 5 и 8 тысяч часов на данном типе, то функции командира будет выполнять КВС с налетом в 8 тысяч часов. А если у пилота есть инструкторский допуск или допуск пилота-экзаменатора, то предпочтение отдадут ему, и это вполне справедливо.
Могут ли два вторых пилота летать вместе?
Если мы говорим о рейсе без сменного экипажа - нет. Это исключено, поскольку любой коммерческий рейс не может выполняться без командира воздушного судна, а вторые пилоты не имеют соответствующего опыта и подготовки для выполнения функций командира.
Но! Бывает так, что второй пилот может сидеть в командирской чашке, а командир - справа. Такое происходит, когда второй пилот только готовится стать командиром и по программе ввода в КВС выполняет определенное количество полетов с левого кресла. А командир в правой чашке в данном случае - это пилот-инструктор. Так что все по закону.
——————————————————————
До новых встреч и хорошего полета!