Уже заждались новое интервью? А вот и оно!
На этот раз с Сергеем Удаловым - исполнительным директором Автостат!
Не забывайте, что Итоговый клуб все ближе, мест все меньше…
Сергей, что же будет со спросом и наличием автомобилей? Будет ли нам вообще что продавать в 2023 году?
Рычагов много. Мы собираем информацию и по импорту, и по продажам, и по тому, что есть сейчас у дилеров. Более подробно расскажу на Итоговом Клубе с цифрами. Сейчас, наверное, обозначу общие тенденции. Сейчас быстро растет импорт новых автомобилей физическими лицами. Цена на авто в марте выросли до пиковых значений, по ценам же сейчас автомобили, которые есть у дилеров, как на остатки автомобилей, так и на те автомобили, которые ввозятся с еще большей маржой, спрос и предложение сбалансированы.
А все-таки дефицит может быть в 2023 году или нет?
Сейчас рынок поделился на два сегмента: бюджетные автомобили от наших производителей и автомобили достаточно дорогие, на которые есть фиксированный спрос. Дешевых автомобилей в месяц продается около 17 000, они занимают долю примерно в 40%, 30% китайские производители и остальные 30% все, что ввозится параллельным импортом.
Говоря про дефицит, Вы сказали, что наш рынок разделился. Для тех, у кого есть деньги, машины есть. А что с теми, кто попроще? Для них есть сейчас автомобили?
Мне кажется для тех, кто хочет и готов купить Ладу за 700-800 тысяч, для них автомобилей хватит. Если кто-то хочет покупать машину дешевле, то для них есть льготное кредитование, В принципе, на тот спрос, который у нас сейчас, машины есть.
Вопрос дефицита больше актуален для каршеринга и такси, причем автомобилей сегмента С.
Оператор, который производит/привозит автомобили: с кем ему выгоднее и проще работать? С огромной армией частных лиц или с одним корпоративным клиентом?
Здесь ситуация неоднозначная. Понятно, что проще продать оптовый парк, но, как правило, оптовые покупатели хотят скидок. В розницу можно продавать авто без скидок. Здесь вопрос стоит у производителя: кому он готов в первую очередь поставить машины.
Да, бюджетных автомобилей не хватает на самом деле, и у парков здесь вопросы уже к нашим производителям, как быстро они смогут их производить, к китайским – как быстро смогут привезти.
Получается, что автодилерам не совсем правильно смотреть на наш рынок только через призму своих обычных покупателей. Появились большие акулы, которые в обход дилерам покупают большие объемы. И тогда точно дефицит будет, его не может не быть на определенные марки и модели.
Вопрос в том, что это рынок не дилеров. Большие компании выходят на отделы корпоративных продаж.
Но дилерам же тогда ничего не останется!
Ситуация на рынке 2023 года будет похожа на нынешнюю ситуацию, когда много машин ввозится физ. и юр. лицами. Многие компании пытаются начать ввозить большими партиями, и сейчас уже дилеры будут находить возможности завозить автомобили большими партиями.
Тогда в этом ключе я задам Вам вопрос: видели ли Вы новость, что с 1 января 2023 года будет повышена пошлина на ввоз автомобилей физ. и юр. лиц, которые не являются их автопроизводителями?
Я не слышала про эту новость, но как мне кажется, делать это еще очень рано. Несмотря на то, что объем ввоза растет, цифры еще маленькие. Если вводить ее какие-то заградительные пошлины, то цены еще пойдут вверх. Сейчас важно наладить понятный и стабильный ввоз по всем каналам, а потом уже можно говорить о каком-то таможенном регулировании. Это мое мнение.
То есть, по Вашему мнению, угроза для автопроизводителя от частного ввоза еще небольшая?
Пока еще очень небольшая. У нас то и автопроизводителей немного.
Правильно ли я Вас поняла, если цена на автомобили будет меньше, то тогда и спрос будет больше?
Да, можно сказать. Если цена на автомобили будет ниже, то спрос на эти автомобили будет выше. Можно пойти с другой стороны: если ввозить автомобили будут больше и конкуренции на рынке тоже будет больше, то цены также будут снижаться. Это взаимосвязано, просто так цены не снизятся. Они будут снижаться тогда, когда будет избыток предложения.
Либо грань банкротства.
Здесь разная картинка у каждого дилера, все очень по-разному себя ведут. Кто-то очень быстро сумел наладить каналы поставок и теперь ввозит достаточно много автомобилей, оперативно меняя цены; кто-то понимает, что автомобилей больше не будет и продают, снижая цены по мере того, как нужны деньги на операционку. Есть вот такие две разные политики. Я думаю у 3000 официальных дилеров, которые у нас были, картинка абсолютно разная.
И по Вашему прогнозу на 2023 год, сколько дилеров войдет в новый год из 3000?
Сложно сказать. Сейчас увеличивается количество дилеров китайских автомобилей. 2000 дилеров вполне себе может быть.
Только нюанс заключается в том, что нужно еще научиться продавать китайские бренды, зарабатывая на них. И это непростая история.
Здесь вопрос больше не про то, как научиться продавать китайские бренды, а про то, как взаимодействовать с новыми марками: конкуренция, маржа, обслуживание и т.д. Я думаю, что те, кто хорошо продавал, продолжат так же хорошо продавать.
Тогда завершая, скажите все-таки как эксперт: будет у нас дефицит автомобилей в 2023 году или нет?
Я думаю, что ситуация будет такая же, как сейчас. Будет дефицит бюджетных авто, авто для каршеринга и такси. По сегменту выше среднего и дорогого – дефицита не будет, но при этом спрос будет меньше по сравнению с предыдущими годами. Например, если раньше премиум сегмент занимал 10% рынка, то сейчас это всего 3%.
Хотите узнать подробнее о спросе/предложении и будущем авторитейла на 2023 год?
Тогда скорее становитесь участником Итогового клуба!