Нейропсихологами доказано, что у здоровых мальчиков и девочек разный мозг, разные пути развития.
- Девочки рождаются более зрелыми на 3-4 недели.
- Мальчики на 2-3 месяца начинают ходить позже, чем девочки.
- Девочки на 4-6 месяцев раньше начинают говорить.
- Мальчики к школьному периоду «младше» девочек по своему биологическому возрасту на целый год.
- У мальчиков детство длится дольше, чем у девочек.
Согласно исследованиям, 99% речи девочек понятно к 3 годам, мальчики достигают этих показателей к 4,5 годам.
При усвоении родного языка девочки развиваются с опережением, у мальчиков в два раза чаще наблюдаются задержки речевого развития. При этом отставание при развитии речи не имеет клинического значения, так «поздноговорящие дети» обычно в дальнейшем развиваются абсолютно нормально, без патологий, такие проявления более характерны для мальчиков.
Различия наблюдаются и в понимании речи у мальчиков и девочек: девочки лучше воспринимают эмоциональную речь, для них важны чувства и эмоции. Именно их девочки замечают в речи взрослых. С мальчиками гораздо эффективнее разговаривать конкретно, коротко и сдержанно. Выдавать информацию по схеме «причина-поступок-следствие».
Девочки лучше воспринимают информацию в словесной форме. Именно поэтому родители считают девочек более сговорчивыми. Мальчики напротив словесную информацию воспринимают плохо, для них важен пример взрослых. Мальчикам сказать недостаточно, им нужно убедительно показать, как себя ведут.
Отличаются и способы накопления словарного запаса. Девочки склонны «расширять» словарный запас, а мальчики «углублять». К примеру: девочки будут пытаться охватить тему целиком, а мальчики — подробно и точно описать конкретное действие, при этом такие «углублённые» описания зачастую бывают сложными, поэтому мальчики достаточно часто совершают речевые ошибки.
В беседу девочки и мальчики вступают по-разному, потому что чаще всего делают это из разных побуждений. Мальчики задают вопрос, чтобы получить конкретный ответ. Девочки, нередко, просто чтобы установить контакт или поддержать беседу.
Знание гендерных особенностей развития речи позволяет взрослым правильно распределить нагрузку и развивать слабые стороны ребенка, опираясь на сильные.