Швейцария под прикрытием политики нейтралитета многие годы наращивала свое национальное благосостояние, пишет "Европейська правда". Однако кризис на Украине вынудил Берн пересмотреть внешнеполитические принципы.
Сибилла Бондольфи
В течение многих лет под прикрытием политики нейтралитета Швейцария могла быть "строгой и справедливой" (суровой к другим, справедливой к себе), незаметно и постепенно наращивая свое национальное благосостояние, лавируя между ценностями и выгодой. Российская спецоперация на Украине стала "точкой невозврата", в том числе и для Швейцарии. Скорее всего, идти старым курсом стране будет гораздо сложнее, чем раньше.
Полезность нейтралитета
Швейцарский нейтралитет является прочной составляющей имиджа Швейцарии за рубежом. Но что это такое? Четко объяснить, в чем заключается собственно "нейтралитет", никто не может, даже в самой Швейцарии. И это может быть сознательным подходом: чем туманнее была само определение нейтралитета, тем большее пространство для маневра имела страна на международной арене. Популярное объяснение: нейтралитет означает неучастие в чужих конфликтах.
Но конфликт ведется не только оружием. Любой конфликт, кроме чисто военного аспекта, имеет еще и дипломатическую, разведывательную, медийную и экономическую сторону. Нынешний конфликт на Украине хорошо это показывает. Но как тогда быть с соответствующими измерениями нейтралитета, в частности, с участием в экономических конфликтах, которые ведутся за помощью санкций?
Вспомним: пока США, Япония и ЕС пытались именно с помощью экономических санкций поставить на колени режим апартеида, нейтральная Швейцария продолжала спокойно торговать с ЮАР. Пока ООН и США пытались помешать иранскому теократическому режиму получить собственное ядерное оружие, введя эмбарго на поставки вооружений и целый пакет экономических санкций, Швейцария продолжала расширять свои торговые отношения с Ираном. И пока Швейцария стремилась мотивировать Глобальный Юг стать более демократичным, банки страны размещали на своих счетах все, что было нажито "непосильным трудом" автократами и диктаторами всех мастей, которые сегодня ведут непризнанные конфликты, а завтра едут на шопинг в бутики Женевы.
Швейцария последние десятилетия стремилась укреплять свой глобальный имидж проповедника гуманитарных традиций и нейтрального посредника, что не мешало ему преследовать свои собственные экономические интересы.
По крайней мере, так оценивают общую картину критики в основном левой и зеленой окраски. "Швейцария смогла стать мировым центром торговли сырьем только благодаря пониманию нейтралитета как политики под лозунгом: „Мы ведем бизнес со всеми и на санкции мы не обращаем никакого внимания”", – говорит исполнительный директор левой организации Alliance Sud Андреас Міссбах.
Конец привилегий?
По словам депутата от партии Die Mitte Элизабет Шнайдер-Шнайтер, Швейцария в прошлом благодаря своему нейтралитету могла фактически пользоваться целым рядом международно-дипломатических привилегий. "Сейчас эти привилегии переживают стадию эрозии", – уточняет она.
Находясь под жестким международным давлением, источником которого является в первую очередь США, Швейцария уже кардинально реформировала рамочные условия функционирования своей финансовой индустрии, отменив банковскую тайну по счетам нерезидентов и перейдя к режиму автоматического обмена банковской и налоговой информацией с зарубежными юрисдикциями.
Логичным выглядит и осложнение отношений между Швейцарией и ЕС. "Благодаря двум пакетам двусторонних (секторальных или отраслевых) договоров, регулирующих кооперацию с Евросоюзом, Швейцария долгое время могла пользоваться широкими преимуществами, вытекающими из права иметь доступ к единому европейскому рынку, без необходимости подчиняться жестким обязательством, что действуют для всех других участников этого рынка", – говорит Шнайдер-Шнайтер. "Поэтому не случайно Брюссель все чаще говорит, что Швейцария справедлива к себе и строга к другим. Но теперь с этим уже почти точно покончено", – добавляет она.
То же самое касается и налоговых режимов отдельных кантонов. Отмена банковской тайны по счетам нерезидентов и введение минимального налога на прибыль международных корпораций в размере пятнадцати процентов поставили крест и на Швейцарии в качестве налогового "оазиса" и "надежной гавани" для тех, кто хотел бы спрятать от налогов свои преступным путем заработанные миллиарды.
Эксперт по внешней политике "Партии зеленых" Кристин Бадерчер подтверждает, что "международная ситуация изменилась, и теперь ЕС не желает предоставлять Швейцарии какие-то привилегии". По мнению Бадерчера, кризис в отношениях с ЕС сейчас является самой большой угрозой для будущего экономического процветания Швейцарии. Однако влияют на экономику Швейцарии не только сложные двусторонние отношения с Европой, но и события внутри самой Европы.
Например, Швейцария пытается выторговать себе сейчас хотя бы какие-то послабления в рамках реформирования рамочных условий функционирования финансового рынка Евросоюза. Будучи фактически реакцией на Брексит, эта реформа может ударить и по деловым интересам швейцарских банков, которые управляются, в том числе, и немецкими активами.
Нейтралитет на фоне конфликта
Спецоперация России на Украине также изменила настроение мирового сообщества в отношении Швейцарии. Многие европейские страны серьезно раздражены тем, что Берн не позволяет им передавать Украине вооружение и боеприпасы, произведенные в Швейцарии.
Конфедерация ссылается в ответ на свой нейтральный статус и на некое "национальное законодательство", регулирующее этот статус. Она упорно придерживается своего предыдущего курса, даже несмотря на угрозы немецких политиков принять решение о прекращении закупок в Швейцарии продукции гельветического ВПК.
Весьма недовольны и пользователи социальных сетей: Швейцарию критикуют либо за "наплевательское отношение" к жизни украинцев, либо за предательство заветам нейтралитета.
Не помогает и новость о том, что Швейцария предоставит Украине сто восемьдесят миллионов франков на то, чтобы помочь ей пережить зиму в тяжелой ситуации.
Китай, Россия, Иран – автократические государства образовали сейчас самую настоящую "ось", поддерживая Москву в ее конфликте с Украиной. Некоторые эксперты и комментаторы говорят даже о возвращении к блоковому размежеванию, характерному для эпохи холодной войны.
По мнению Патрика Дюмлера из правого либерального аналитического центра Avenir Suisse, Швейцарии, вероятно, не удастся больше идти прежним курсом, и произойдет это "прежде, чем ожидалось, и в большей степени, чем ей хотелось бы". Швейцария является западной страной: так она понимает сама себя, так ее видят окружающие страны. Поэтому, по словам эксперта, страна вряд ли сможет в будущем "лететь ниже радаров", оставаясь никем не замеченной и ведя в то же время бизнес с другими странами так, как ей это удавалось делать раньше.
За ее внешнеэкономической политикой наблюдают как США, так и ЕС, от нее ждут, что она пойдет им навстречу. В прошлом ничего такого от нее никто не ожидал, а потому Швейцария могла "проскакивать между струйками", каждый раз указывая на своей нейтралитет.
Именно поэтому в случае Украины Швейцария была все-таки вынуждена, после определенной паузы, поставить благородные идеалы выше личных интересов. Присоединившись к санкциям ЕС против России, она сразу же получила от Москвы "медаль" в виде статуса... нет, не иноагента, а недружественного государства. Однако Дюммлер считает, что Швейцария просто попала в ситуацию цугцванга: "Ей придется и дальше поддерживать режим санкций, иначе она рискует сама столкнуться с экономическими контрмерами"...
При этом решение присоединиться к санкциям вызвало разногласия в самой федеральной администрации. Известно, что Швейцарская народная партия (SVP) выступает против санкций, исходя из необходимости даже не столько сохранить благосостояние страны, сколько оставаться верной принципам нейтралитета. С этой целью партия даже начала сбор подписей под народной законодательной инициативой "О нейтралитете", предлагающей прописать нейтральный статус страны в конституции.
Можно предположить, что необходимые сто тысяч подписей партия соберет очень быстро, а будучи вынесенной на референдум эта инициатива не будет страдать от отсутствия поддержки.
Но понятно и другое: если Швейцария намерена сохранить хорошие отношения со своими важнейшими торговыми партнерами, то она будет просто обязана время от времени идти на уступки ЕС и США и даже вводить санкции, которые не соответствуют ее "шкурным" интересам.