Найти тему

Восток – Запад: великий путь идей, религий, культуры. Часть 6.

Монотеизм степей. От становления Ислама до Иудейской Хазарии VII – XI века в Восточной Европе.

Успехам в Центральной Азии в значительной степени способствовал хаос, зарождающийся в степях, в то время как Персия буквально разваливалась. Разрушительная зима 627/628 года привела к голоду и гибели большого количества скота. Значительно изменилась расстановка сил. По мере продвижения на восток мусульманские войска сталкивались с кочевыми племенами, которые тоже выиграли от падения Персии. В 730-х годах сокрушительное поражение было нанесено племенам тюрков. Когда буферная зона, которую образовывали степные племена, распалась, мусульмане стали медленно, но верно продвигаться на восток, по пути захватывая города, города-оазисы и перевалочные и коммуникационные узлы, и уже к началу VIII века добрались до западной границы Китая. В 751 году завоеватели лицом к лицу встретились с китайцами и разбили их в битве на реке Талас в Центральной Азии. Мусульмане подошли к природным границам, за которые уже не было смысла продвигаться, по крайней мере, в ближайшей перспективе. В Китае тем временем поражение вызвало всеобщее потрясение, которое вылилось в восстание против правящей династии Тан под предводительством согдийского генерала Ань Лушаня, что привело к длительному периоду волнений, нестабильности и вакууму во власти, которым могли воспользоваться многие.

Первыми успели занять место уйгуры, племя, которое поддерживало династию Тан и выиграло оттого, что его бывшие повелители удалились в безопасный регион Китая зализывать раны. Чтобы более эффективно контролировать свои расширившиеся владения, уйгуры основали постоянные поселения, самым значимым из которых был Баласагун, или Куз Орду (находится на территории современного Кыргызстана). Там обосновался правитель – каган.

Это была любопытная смесь города и лагеря. Правитель жил в тенте с золотым куполом и установленным в нем троном. В городе было двенадцать ворот, его защищали стены и сторожевые башни. Судя по более поздним источникам, это был лишь один из многих уйгурских городов, которые возникали, начиная с VIII века. Уйгуры очень быстро стали основной силой на восточной границе с мусульманами.

Первым делом они организовали собственную торговлю, а затем и вовсе заменили согдийцев в междугородней торговле, особенно шелком. Большое количество впечатляющих дворцовых комплексов говорит о богатствах, полученных за это время. Хух Ордун, к примеру, был хорошо защищенным городом, в котором палаточный лагерь соседствовал с постоянными постройками, среди которых находился павильон, в котором каган принимал важных посетителей и проводил религиозные церемонии. Столкнувшись с враждебностью мусульман, уйгуры попытались вернуть собственную идентичность и решили принять манихейство, посчитав, что, возможно, оно послужит хорошей прослойкой между мусульманами на западе и Китаем на востоке.

Мусульманские завоеватели создали обширную сеть торговых и коммуникационных артерий, находящихся под их контролем. Таким образом, под властью мусульман оазисы Афганистана и Ферганы были соединены с Северной Африкой и Атлантическим океаном.

Города, провинции и дворцы, подобные этому, попали в руки мусульман, которые сконцентрировались на торговых путях.

Мусульмане захватили мир, который был упорядочен и усеян сотнями городов, полных потребителей, другими словами, граждан, платящих налоги. Так как каждый из них попал под власть халифата, все больше ресурсов и активов оказывалось во власти центра. Торговые пути, оазисы, города и природные ресурсы были распределены, а их использование распланировано. Покорение новых регионов и народов приносило в империю мусульман огромные суммы денег: войска продвигались на восток, и процесс сбора дани был прибыльным и успешным.

Культурная континуальность (непрерывность) пространства от Нижнего Поволжья до Скандинавии в VII - XI вв., тогда как именно здесь в названное время прокатилось очередная волна монотеизации народов, не исключает, а скорее, предполагает наличие определённой зависимости между разными описаниями принятия новой веры.

Характерная историческая последовательность этого сложного и неоднозначного процесса в регионах Передней Азии зацепила соседние и отдаленные земли Европы. Наряду c еще сильной наследницей Римской империи – христианской Византией – иудаизация Хазарии Восточной Европы (ок. 740 – 860 гг.), крещение болгар в 864 г., крещение Руси в 988 г., в. 992 г. – крещение Норвегии. Стоит отметить, что появление в Восточной Европе скандинавских выходцев – варягов на северной восточной границе региона – Ладоге, – произошло во второй половине VIII в. задолго до крещения их северных соседей – норвежцев.

Согласно одному из писателей X века, очень многие захотели переехать жить в Хазарию «из мусульманских и христианских городов, после того, как стало известно, что здесь к религии не только относятся терпимо, но она имеет официальный статус и практикуется элитой».

Из переписки между правителем хазар и Хасдаем ибн Шапрутом из Кордобы в X веке мы узнаем, что в Хазарии приветствовали раввинов, активно строились школы и синагоги.

-2

Каган хотел удостовериться, что иудейское учение будет преподаваться должным образом. Многие летописцы отмечали, что религиозные здания находятся во всех городах Хазарии, так же как и суды, в которых решения принимают, проконсультировавшись. Вторая причина интереса к иудаизму связана с торговцами, которые были привлечены тем, что Хазария стала международной торговой империей, находясь между степью и исламским миром, между Востоком и Западом. Как свидетельствуют многочисленные источники, иудейские купцы очень активно занимались междугородней торговлей, играя примерно ту же роль, которую играли согдийские купцы во взаимодействии Китая и Персии во время возникновения ислама.

Еврейские купцы были искусными лингвистами, согласно одному из современных источников, они свободно говорили на «арабском, персидском, латыни, франкском, андалузском и славянском языках». В основном, работая в районе Средиземного моря, они часто путешествовали в Индию и Китай и привозили оттуда мускус, алоэ, камфару, корицу «и другие восточные товары».

Торговля такими товарами в портах и городах предполагала связь с рынками в Мекке, Медине и Константинополе, а также в городах на Тигре и Евфрате. Помимо этого, они пользовались и наземными путями, направляясь в Китай через Центральную Азию или через Багдад и Персию либо проезжая через территорию Хазарии по пути в Балх или к реке Оксус.

-4

Одной из важнейших точек на этой оси был город Рей, который находился к югу от Каспийского моря (современный Иран), город, в который стекались товары, поступающие с Кавказа, с Востока, из Хазарии и других мест степи. Согласно исследованиям, первый таможенный досмотр был произведен в городе Горган на севере Ирана. Возможно, здесь собирали таможенные пошлины, прежде чем товар отправлялся дальше, в город Рей.

«Самое поразительное, – писал один из арабских авторов X века, – это то, что это всемирная империя».

Торговцы из Скандинавии также были привлечены предлагаемыми возможностями. Когда мы думаем о викингах, в сознании неизбежно возникают мысли о набегах через Северное море на Великобританию и Ирландию, образы длинных кораблей в форме драконов, которые возникали из тумана, буквально набитые вооруженными людьми, готовыми к насилию и грабежу. Или, возможно, мы думаем о том, каким образом викинги сумели добраться до Северной Америки за столетия до того, как это сделали Кристофор Колумб и остальные путешественники. Однако во времена викингов самые храбрые и жесткие люди не отправлялись на запад; они предпочитали отправляться на восток и на юг. Многие сделали целые состояния и добились известности не только на родине, но и в землях, которые они завоевали. И эффект, который они оказали, был не столь незаметным, как это было в Северной Америке.

На Востоке они способствовали образованию государства, названного в честь участников этих рейдов, состоявших из воинов и торговцев. Они вышли на большие водные системы, связывающие Балтику с Каспийским и Черным морями. Этих людей называли русами, или росами, возможно, из-за рыжих волос или, что более вероятно, благодаря их искусству гребцов. Они стали своеобразными отцами-основателями России.

Изначально в путешествие на юг викингов сподвигли соблазны торговли в исламском мире. В начале X века скандинавы вступили в контакт со степью, а также с Багдадским халифатом. Поселения стали появляться на Одере, Неве, Волге и Днепре вместе с новыми рынками и торговыми станциями, предназначенными для торговцев, которые возили товары с юга и на юг. Старая Ладога, Рюриково городище, Белоозеро и Новгород.

Длинные корабли, которые так популярны в представлениях людей, были адаптированы и уменьшены викингами-русами, чтобы сделать возможными короткие путешествия по рекам и озерам. Это были однокорпусные суда.

Во время долгих или опасных переходов их ставили в колонну. Текст, созданный в Константинополе в X веке и основанный на информации, полученной византийскими агентами, описывает опасные условия путешествия на юг, которые следовало оговаривать заранее. Пороги на Днепре были особенно коварными: узкий водоем, в середине которого находились смертельно опасные острые камни, «которые торчат из воды, как острова. Прямо за ними уровень резко падает, и затем вода обрушивается с другой стороны со страшным грохотом». Это препятствие было с юмором названо «Не засыпай».

В тех же текстах указывается, что русы, совершая этот переход, были сильно уязвимы перед агрессивными налетчиками, которые видели возможность быстрой наживы, в то время как измученные путешественники преодолевали пороги. Кочевые племена печенегов сидели в засадах и, когда лодки швартовались, выскакивали из воды и нападали. Захватив добычу, они растворялись в окружающем ландшафте. Охране рекомендовалось быть постоянно наготове на случай атаки. Преодолев это препятствие, скандинавы приносили в жертву петуха или пускали стрелы в священное дерево в благодарность своим языческим богам.

Люди, которые могли без потерь добраться до рынков на Каспийском и Черном морях, должны были быть как минимум прочными, чтобы не сказать больше. «У них огромная сила и выносливость», – с восхищением писал один из мусульманских авторов. Русы, как отмечал ибн Фадлан, были высокими «как пальмы», но еще более важно то, что они всегда были вооружены и опасны: «Каждый из них постоянно носит с собой топор, меч или нож».

Они вели себя как криминальная банда. И хотя они всегда сражались с врагами, стоя плечом к плечу, они были очень подозрительны по отношению друг к другу. Никто из них не стал бы сомневаться перед тем, как ограбить коллегу или даже убить его. Если кто-то из них заболевал, его просто оставляли. Выглядели они соответствующе: «От кончиков пальцев до самой шеи они покрыты темно-зелеными татуировками – узорами». Это были суровые люди, которые жили в суровые времена. Они в основном торговали воском, янтарем и медом, а также качественными мечами, которыми восхищался весь арабоговорящий мир. Однако была еще одна, достаточно прибыльная статья доходов, которые направлялись по рекам в Русь и Скандинавию. Это хорошо иллюстрируют шелка из Сирии, Византии и даже Китая, которые находят в захоронениях по всей Швеции, Дании, Финляндии и Норвегии. При этом огромная часть текстиля просто не сохранилась. Деньги говорят о торговле с дальними регионами лучше всего. Удивительно богатые залежи монет находят по течению рек, которые ведут на север – на территории северной России, Финляндии, Швеции и, кроме прочего, Готланда (самый большой остров Швеции). Это показывает, какие огромные доходы получали викинги-русы от торговли с мусульманами и Багдадским халифатом.

При совершении таких длительных и опасных путешествий, когда протяженность дороги составляла примерно 4500 км, и награда должна была быть соответствующей. Неудивительно, что товары нужно было продавать сразу в больших количествах, чтобы получить существенную прибыль. На юг отправляли несколько категорий товаров, но важнейшим из них были рабы. На человеческом трафике можно было хорошо заработать.

Вдоль путей, по которым перевозили рабов, исследователи находили скобы, наручники и замки. Особенно в Северной и Восточной Европе. Новые исследования показывают: то, что долгое время считалось загонами для скота, на самом деле предназначалось для людей, которых должны были продать в таких местах, как, например, Новгород, где на пересечении Великой и Холопьей улиц находился рынок.

Многим рабам было суждено осесть в Скандинавии. Как говорится в одной известной древнескандинавской поэме, «Песне о Риге». Многих посылали туда, где за хорошие образчики платили много денег, и нигде не наблюдалось такого спроса, как на оживленных и богатых рынках Итиля, с которых товары поставлялись в Багдад и другие города Азии, а также в другие части мусульманского мира, включая Северную Африку и Испанию. Готовность потребителей платить высокую цену позволила торговцам получать хорошее денежное вознаграждение и заложила основу стимулирования экономики Северной Европы. Если судить по найденным монетам, во второй половине IX века наблюдался всплеск торговли, в это время развивались Балтика, южная часть Швеции и Дания, особенно быстро росли города Хедебю, Бирка, Волин и Лунд. Так же много монет было найдено на обширной территории России вдоль течения рек. Находки говорят об увеличивающемся уровне торговли обмена, особенно после того, как стали находить монеты, которые были отчеканены на территории Центральной Азии, прежде всего в Самарканде, Ташкенте (Аш-Шаш), Балхе и на территории всех торговых и транспортных путей современного Афганистана.

Однако решительно усложняет картину – появление на исторической сцене ещё одной авраамической религии – «ислама». Победитель в войне с Персией, византийские император Гераклий (610 – 642гг.), подавивший восстания иудеев, поддержавших персов, неожиданно столкнулся с новым могущественным противником. Победоносный император повторно запретил иудеям появляться в Иерусалиме, но к радости преследуемых иудеев судьбоносно произошло исполнение предсказания астрологов, что теперь империи грозит гибель от обрезанного народа. Император решил, что речь идет о евреях, и усилил их преследование, даже практикуя насильственное крещение. Но вскоре оказалось, что были – приверженцы ислама – мусульмане.

Их воины под водительством халифа Омара захватили в 638 г. Иерусалим, а иудеи получили снова доступ в святой город. Тем самым история региона стала более сложной и запутанней – теперь на исторической сцене играли свою роль – приверженцы трех восходящих к Библии религий – иудаизма, христианства, ислама. Надо сразу отметить, что для изучавших Священное писание там было четко и недвусмысленно предсказано появление великое будущее величие народа, среди которого возникла новое вероучение. В Книге Бытие Священного Писания сказано, что Всевышний призвал первого патриарха Авраама отправиться в Ханаан, возвестив «Я произведу от тебя великий народ и благословлю тебя….. и благословляться в тебе все племена земные».

Однако реализацию предсказанного пророчества Всевышнего пришлось ждать очень долго. Во всяком случае, о будущем величии этого народа, проживающего в степях и пустынях Аравийского полуострова, соседние народы узнали только началу к VI в. Именно тогда произошло появление нового религиозного мирового лидера – уроженца г. Мекка – центра торговых путей Аравии – Мухаммада (570–632гг.).

Не вдаваясь подробно в процесс становления новой религии, отметим только, что до Мухаммада внутренняя Аравия не составляла единого государства, а состояла из совокупности племенных групп, возглавляемых шейхами. В населении преобладал тип араба кочевника, скотовода. Среди них находились и оседлые еврейские поселения, занимавшиеся садоводством (разведение финиковых пальм), ремеслом и караванной торговлей. Совсем другую картину представляла собой Южная часть Аравии. Расположенная на берегах Красного моря, эта область была связана торговыми отношениями с Эфиопией Египтом, существовал морской торговый путь с Индией. Торговые караваны связывали Юг и Север Аравии. В г. Мекка, где встречались караваны в Месопотамию и Сирию, естественно, было заметно влияние двух других монотеистических религий. Христианство проникало из Сирии и Эфиопии, а иудаизм приходил из Месопотамии и северной части Аравии, где в городе Ятрибе (Медина) была еврейская община.

Мухаммад, как уроженец процветающего торгового города Мекка, разумеется, встречал и иудеев, и христиан, что отразилось в его учении. Он лично не претендовал на божественное происхождение и даже на способность творить чудеса, но он убеждён, что открытое ему слово Божие выше прежних откровений, ибо оно составляет их завершение. В конце жизни Мухаммад уже предъявлял притязание на мировое господство, но как основанного им государства, чем как религиозное учение. Предписывалось сражаться со всеми неверными, пока они не признают власти мусульманского государства, но под условием уплаты дани, иноверцам предоставлялось право оставаться при своей религии. Невероятно быстрые успехи мусульманских войск при правлении первых преемников Мухаммада можно объяснить и тем, что их стали именовать «халифами» т.е. «заместителями» посланника Божия.

-8

Второй халиф Омар в 638 г. уже въехал в Иерусалим верхом на верблюде. Омаром была сокрушена столица государства Сасанидов в Персии, а у Византии были отняты все её азиатские провинции, кроме Малой Азии и Египта. В 715-717 гг. при халифе Сулеймане даже была предпринята попытка взять Константинополь, окончившаяся полной неудачей и никогда более не повторявшаяся. Эту задачу выполнила другая, уже не арабская, а тюркская мусульманская держава – Турецкая в 1453 г.