20 ноября в Казахстане прошли внеочередные президентские выборы. Как и ожидалось, по их результатам с баснословным отрывом от других кандидатов победил действующий глава государства Касым-Жомарт Токаев. Таким образом, он, получив власть из рук Нурсултана Назарбаева и затем демонстративно порвав с ним, окончательно легитимизировал своё правление.
В Москве, Пекине, Вашингтоне и Лондоне теперь будут особенно пристально наблюдать за дальнейшими шагами новоизбранного президента. Казалось бы, ну какое дело большому миру до происходящего в бывшей советской республике. Ан нет, ситуация складывается так, что именно позиция Казахстана может оказаться роковым фактором, способным разрушить многоходовые геополитические конструкции. Для Москвы Казахстан остаётся стратегическим «предпольем» в Центральной Азии. Стоит потерять влияние на Астану – следом в крепкие объятия Китая отойдут и прочие экс-республики СССР. Тем более что Пекин уже давно облизывается, глядя на северного соседа, – китайцы открыто заявляют, что лучшего транспортного коридора из Азии в Европу, чем через казахстанские степи, не найти. А британцам и американцам интересны казахстанские газ и нефть. В общем, клубок интересов получается занимательный.
Прежде его почти 30 лет то хитро заматывал, то умело распутывал Нурсултан Назарбаев. Вот и Токаев за три года у власти уже успел доказать, что по умению плести политические интриги не уступит бывшему елбасы. Заверяет Москву в дружбе и тут же демонстративно отказывается принимать российский орден и признавать «квазигосударства» ЛНР и ДНР. Говорит о важности роли ОДКБ и одновременно в пику РФ проводит саммит среднеазиатских стран, претендуя на ведущую роль в регионе. А чего стоит заявление о том, что Астана не будет выдавать уехавших от призыва россиян. Наоборот, мигрантам из РФ обеспечили самые благоприятные условия – пусть вкладывают побольше в казахстанскую экономику. Впрочем, разве это не есть суть политики – уметь лавировать, отстаивая свои интересы?
Свою предвыборную кампанию Касым-Жомарт Токаев построил на обещании построить «новый, справедливый Казахстан». Месседж избирателям был выбран беспроигрышный, справедливость – это как раз то, чего хотят жители страны. Правление Назарбаева, выродившееся в итоге в тотальную коррупцию, здесь вспоминают с ужасом. По рассказам местных жителей, в конце концов дошло до того, что ни один более-менее успешный бизнес не мог пройти мимо внимания семьи. К примеру, если кто-то создавал успешную сеть супермаркетов или заправок, к нему однажды приходили с предложением: или ты отдаёшь актив, продолжая оставаться топ-менеджером с большой зарплатой, или вообще лишаешься всего.
Потому приход Токаева казахстанцы восприняли как глоток свежего воздуха. Когда же в начале года он прямо заявил, что благодаря Назарбаеву в стране появилась прослойка сверхбогачей, после чего начались аресты родственников экс-президента, рейтинг Токаева не мог не вырасти до вершины горы Хан-Тенгри. В конце сентября в рамках дела о хищениях в «Казахтелекоме» был приговорён к шести годам лишения свободы племянник Назарбаева Кайрат Сатыбалдыулы, ждёт суда в СИЗО тесть экс-президентского внука Кайрат Боранбаев. Кроме того, появилась целая комиссия по розыску и возвращению в страну из-за границы «незаконно вывезенных средств» – нетрудно догадаться, чьи карманы она собирается изучать. Неудивительно, что Токаева порой сравнивают с Хрущёвым. Тот тоже сперва находился в орбите вождя, был обласкан, а потом вынес его из Мавзолея…
Тем временем о семье самого Токаева неизвестно почти ничего. Жена? Официально президент давно разведён. При этом не жалуемые ни в России, ни в Казахстане иностранные журналисты-расследователи писали, что Надежда Токаева якобы стала владелицей в Швейцарии счёта с солидной суммой, когда супруг занимал государственную должность. Про сына Темура сообщается, что занимается бизнесом, – но опять-таки без подробностей. Хотя те же злые языки связывают его с нефтяным бизнесом, прозрачность которого также вызывает вопросы.
Не выглядит идеальным и образ Токаева-демократа. Да, он инициировал усиление роли парламента и ограничил пребывание президента у власти одним сроком, однако прошедшие выборы недаром вызвали критику со стороны Европы. Ведь, по сути, соревновался Токаев сам с собой. Его конкурентами выступили словно нарочно подобранные статисты, вовсю веселившие публику своими кампаниями – Каракат Абден на камеру доила кобылу, Салтанат Турсынбекова призывала обкладывать налогом казашек, желающих выйти замуж за иностранцев, а Жигули Дайрабаев залихватски ломал ударом руки баранье ребро. Неудивительно, что никто в итоге не получил даже 4% голосов, тогда как Токаев собрал все 82. Впрочем, интереснее другая цифра. Вторым по популярности неожиданно оказался кандидат по имени «Против всех» – такую графу выбрали 5,8% избирателей. Так что очарованию слов и поступков действующего президента в стране явно подвержены далеко не все.