Найти тему
Александр Дедушка

Почему, по мысли классика, животные выше людей. Что делает человека ниже животных? Быть или иметь?

Лошадиная морда
Лошадиная морда

У Толстого в его повести «Холстомер» есть очень мудрое рассуждение.

Оно вложено в голову старой лошади, старому мерину, который на закате своей жизни делает свои выводы, исходя из большого и трагического жизненного опыта.

И, в конце концов, одно из его заключений приводит его к мысли, что животные, в частности лошади, стоят выше людей:

«Я убежден теперь, что в этом-то и состоит существенное различие людей от нас. И потому, не говоря уже о других преимуществах перед людьми, мы уже по одному этому смело можем сказать, что стоим в лестнице живых существ выше, чем люди…»

Итак, о чем же идет речь – о каком-таком «существенном различии»?

А все просто – речь идет о праве собственности.

Мерин упорно пытается его понять, какое оно имеет значение в кругу людей, и почему оно так сильно влияет на его судьбу:

«Тогда же я никак не мог понять, что такое значило то, что меня называли собственностью человека. Слова: моя лошадь, относимые ко мне, живой лошади, казались мне так же странны, как слова: моя земля, мой воздух, моя вода».

Мерин потихоньку старается вникнуть в эту странность, и, в конце концов, приходит к несомненному выводу по отношению к людям:

«Про одну и ту же вещь они условливаются, чтобы только один говорил – мое. И тот, кто про наибольшее число вещей по этой словленной между ними игре говорит мое, тот считается у них счастливейшим. Для чего это так, я не знаю; но это так».

Больше всего поражает мерина то, что из такого положения вещей нет прямой выгоды. Это кажется странным – и мы, люди, в этом бы усомнились. Но умный мерин все-таки настаивает на этом:

«Многие из тех людей, которые меня, например, называли своей лошадью, не ездили на мне, но ездили на мне совершенно другие. Кормили меня тоже не они, а совершенно другие. Делали мне добро опять-таки не они – те, которые называли меня своей лошадью, а кучера… Человек говорит: «мой дом», и никогда не живет в нем, а только забоится о постройке и поддержании дома. Купец говорит: «моя лавка». «Моя лавка сукон», например, - и не имеет одежды из лучшего сукна, которое есть у него в лавке. Есть люди, которые землю называют своею, а никогда не видали этой земли и никогда по ней не проходили… Есть люди, которые женщин называют своими женщинами или женами, а женщины эти живут с другими мужчинами…»

Что ж – отдадим должное умному мерину.

Осмыслить право собственности, как оно есть, он не может, но увидеть несообразности этого права в состоянии. Причем в той степени остроты и мудрости, которая недоступна и многим людям.

Однако главный его вывод его еще не сформулирован. Он пришел к нему постепенно, но все-таки пришел:

«И люди стремятся в жизни не к тому, чтобы делать то, что они считают хорошим. А к тому, чтобы называть как можно больше вещей своими».

Здесь, впрочем, нужно уточнить и поправить нашего мудрого мерина.

Люди хорошим как раз и считают обладание как можно большим количеством вещей, а не то, что является объективно хорошим.

Так Толстой еще задолго до Эриха Фромма устами своего лошадиного героя сформулировал главную дилемму о которую спотыкаются большинство людей:

«Быть или иметь?»

Животные потому выше людей, потому что они инстинктивно отдают предпочтение первому постулату – «быть».

Вложенный в них Богом закон не позволяет им свалиться в бессмысленное накопительство.

Их обладание «вещами» ограничено потребностями «быть» - и не распространяется дальше этой потребности.

Увы – люди ведут себя по-другому. И в этом отношении они действительно становятся ниже животных.

Их желание «иметь» далеко превосходит потребности «быть» - оно переходит в страсть и вырождается в бессмысленное накопительство, которое не приносит его носителю уже никакой пользы.

Есть и пить в десять глоток не будешь, носить десять шуб тоже, да и в десяти домах жить тоже бессмысленно.

Но – увы! – человек настолько глуп, что не может осмыслить всей этой несообразности.

В своей страсти накопительства он не может остановиться.

А между тем есть четкое и прямое евангельское указание на этот счет, призванное остудить все «горячие головы», подверженные безумию обладания как можно большей собственностью:

«Великое приобретение – быть благочестивым и довольным.

Ибо мы ничего не принесли в мир; явно, что ничего не можем и вынесть из него.

Имея пропитание и одежду, будем довольны тем.

А желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу». 1 Тим. 6-9.

Пропитание и одежда – вот и все, что нам нужно на каждый день. И если мы это имеем – нам следует быть довольными и не стараться гнаться за еще чем-то.

Удивительно то, что эта истина оказалась доступна животным, но недоступной большинству людей.

Животные живут по Евангелию, а люди – нет.

Поневоле приходится согласиться с Толстым, что животные в этом плане выше людей.

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц