Найти тему
Новости Татарстана

Псевдоэкологический акционизм: как не стоит бороться за чистоту природы

В последнее время что ни неделя, то очередная громкая новость на тему «борьбы за экологию» в Европе. Я сознательно беру это словосочетание в кавычки, так как в этой так называемой борьбе нет никакого позитивного содержания. Есть много позерства, каких-то активных действий на публику (это обязательное условие!), но за которыми скрывается идейная пустота. Некоторые называют это движение политическим акционизмом, рассматривая его то в плоскости политического протеста, то как проявление современного искусства.

Мода на политический акционизм появилась достаточно давно - что на Западе, что у нас в России. Можно вспомнить известного русского «художника»-акциониста Петра Павленского, прибивавшего свои причиндалы к брусчатке Красной площади в Москве, зашивавшего свой рот, резавшего себе ухо (хорошо, что только себе!). Естественно, все это было в знак протеста, в том числе во имя нас, людей. Люди, конечно, такой протест не понимали (за исключением профессиональных «искусствоведов»), крутили у виска пальцем и справедливо считали Павленского психически больным человеком. Но это потому, считали поклонники Павленского, что были далеки до понимания «глубины современного искусства». А Павленский что? Он художник, он так видит. Правда, когда этот «художник» оказался во Франции, то быстро попал в тюрьму, так как французская юстиция тоже не оценила по достоинству его «художеств».

Павленский был одним из самых известных политических акционистов в России, хотя можно вспомнить и других - ту же группу «Война», члены которой, среди прочих акций, публично совокуплялись в одном из московских музеев. Но сейчас оставим этих неадекватных людей в покое, благо, что их деяния уже достояние прошлого.

На Западе поднялась новая волна политического акционизма, только теперь во имя экологии. Одной из наиболее активных по этой части является британская «экологическая» группа Just Stop Oil («Просто останови нефть»), возникшая в феврале 2022 года для проведения акций против производства новых ископаемых видов топлива. Сам посыл, возможно, достоин внимания, но форма исполнения в виде атак на произведения искусства в музеях – это не что иное, как вандализм.

4 июля этого года двое сторонников группы Just Stop Oil приклеились к картине британского художника XIX века Джона Констебла «Телега для сена» в Национальной галерее в Лондоне. Они заклеили картину печатной иллюстрацией, преподнося это как отражение климатического коллапса, меняющего ландшафт земли. То, что данное действие стало прежде всего отражением коллапса в головах этих людей, они так и не поняли. Картина же после их действия была отправлена к реставраторам.

На следующий день активисты этой же «экологической» группы посетили другой музей в Лондоне - Королевскую академию художеств, где нанесли аэрозольной краской надпись No New Oil («Нет новой нефти!») на стене под копией картины Леонардо да Винчи «Тайная вечеря». В данном случае пострадали стены музея, но не экспонат.

14 октября две активистки группы Just Stop Oil, находясь в Лондонской национальной галерее, облили консервированным томатным супом знаменитую картину Ван Гога «Подсолнухи». Данное действие было записано на видео и растиражировано.

Это был протест против планов властей Великобритании выдать новые лицензии на освоение и разработку нефтегазовых месторождений.

То, что действия правительства Великобритании были во многом спровоцированы ее же активной военной поддержкой Украины, следствием чего и стал резкий рост стоимости энергоресурсов (хотя цены на газ стали резко расти в Европе еще до начала СВО), это экологических активистов нисколько не волновало. Им обязательно надо было пойти в музей и загадить своими грязными руками произведение искусства. Впрочем, ущерб от данной акции оказался минимальным, так как картина была защищена стеклом, пострадала только рама.

Британская группа Just Stop Oil - это часть широкой международной сети (letztegeneration.de/en/), имеющей отделения в Австралии, Новой Зеландии, США, Канаде, Франции, Италии, Норвегии, Швеции, Швейцарии, Германии.

Немецкая «экологическая» группа Letzte Generation («Последнее поколение») - участник данной сети - является одной из наиболее активных групп музейных вандалов. Они подхватили эстафету своих британских коллег по вандализму из Just Stop Oil, проведя через неделю свою акцию по нанесению вреда мировым шедеврам искусства. В потсдамском музее Барберини идиоты-псевдоэкологи - парень с девушкой - облили картофельным пюре картину из серии «Стога сена» французского художника Клода Моне, а затем приклеили себя к стене.

Естественно, свой пещерный вандализм эти идиоты облекли в пафосный призыв: «Люди голодают, люди замерзают, люди умирают. Происходит климатическая катастрофа, а вас всех пугает томатный суп или картофельное пюре на картине. Знаете, чего я боюсь? Мне страшно, потому что наука говорит, что нам нечем будет кормить наши семьи в 2050-м. Чтобы заставить вас слушать, нужно картофельное пюре на картине?», - сказала активистка посетителям музея во время акции. То, что эта немецкая активистка если и будет голодать, то потому, что не занимается нормальной трудовой деятельностью, ей в голову не приходит. Но то, что в ее мозгах царит полный бардак, - очевидный факт.

Только с новостных лент сошли сообщения о вандализме псевдоэкологов в потсдамском музее Барберини, как новый повод заявить о своей славе Герострата получили активисты британской Just Stop Oil. Пара молодых людей – 20-летняя шотландка и 29-летний художник-декоратор из Сандерленда обмазали шоколадным тортом восковую фигуру британского короля Карла III в лондонском Музее мадам Тюссо.

Естественно, после этого выразили свое требование: «Требование простое: просто остановите новые поставки нефти и газа. Это проще простого».

Прошла неделя – и новая акция: опять активисты Letzte Generation, опять в музее. В берлинском Музее естествознания две женщины в возрасте 34 и 42 лет приклеили себя к опорам скелета динозавра, возраст которого насчитывает 60 млн лет, и развернули плакат с надписью: «Что если правительство не держит это под контролем».

Суть протеста понятна - против изменения климата, которое приведет к вымиранию людей по примеру динозавров. Почему эту акцию нельзя провести, не прибегая к вандализму, так и осталось непонятно. Хотя на этот раз вандализм оказался не таким разрушительным, как в Потсдаме.

Из последних новостей – акция нидерландских активистов, которые пришли в музей естественной науки в городе Лейден, разделись догола и, встав под скелетом мамонта, выставили табличку с надписью: «Хомо сапиенс. Вымер в XXI веке». Смысл нудистской выходки в целом понятен – если не будет реализована климатическая повестка, то человек исчезнет уже в ближайшие десятилетия.

Все эти истории вызывают множество вопросов. То, что борьба за экологию требует активных действий и общественной поддержки, сомнений не вызывает. Но зачем в борьбе за прекрасное будущее (чистую природу) портить прекрасное настоящее (шедевры живописи и другие музейные экспонаты)? Можно сколько угодно прибегать к резонансным акциям, но, если такие акции плодят вандализм, доверия к выдвигаемым требованиям и лозунгам не будет никакого. Нормальные люди не будут следовать за людьми, у которых явные проблемы с психикой и тяга к разрушениям.

Впрочем, и таким деструктивным действиям есть вполне рациональные объяснения. Многие профессиональные эксперты в сфере экологии давно заметили взаимосвязь между псевдоэкологическим акционизмом и конкретными бизнес-интересами отдельных компаний. Можно вспомнить примеры, когда некоторыми западными экологами резко критиковалась добыча нефти на русском арктическом шельфе и даже захватывались некоторые объекты нефтедобычи. Подноготная таких акций вскрылась быстро - главными заинтересантами «чистоты арктических вод» оказались американские компании, добывавшие сланцевую нефть, при производстве которой используется крайне вредный метод гидроразрыва пластов. И подобных случаев, когда экологическая повестка становится заложницей чьих-то бизнес-интересов, очень много.

Бороться за экологическую чистоту, безусловно, необходимо. Но бороться надо не посредством бессодержательных вандальных акций, демонстрирующих у ее участников отсутствие здоровой психики, а рациональными аргументами, подкрепленными научными данными, в форме дискуссий. Ведь экологическая проблематика - слишком тонкая и чувствительная сфера, ее очень легко испачкать человеческими нечистотами.