Как быстро летит время, как быстро меняется мир вокруг нас… Стремительно развивается наука, возникают новые отрасли производства, появляются новые профессии. По мнению ученых-футурологов, около 65% сегодняшних школьников будут работать по специальностям, которых пока не существует. Названия многих из них сейчас звучат как научная фантастика, но уже через несколько лет станут частью нашей повседневной жизни.
Дошкольники, живущие в крупных городах, зачастую имеют недостаточное представление о сельском хозяйстве, мало общаются с природой, не имеют практики выращивания растений, овощных культур. Решением этой проблемы может стать исследовательски-познавательный проект.
Как решить важные экологические задачи по проектированию окружающего пространства и сельскохозяйственных систем: рационально использовать природные ресурсы, такие как солнце, ветер, воду и другие? Как использовать естественные механизмы природы и достижения современной науки и техники для создания эффективных способов выращивания растений? Как даже в местах с засушливым климатом создать пригодную для жизни растений зону? Что позволит собирать большее количество урожая при меньших трудозатратах? Эти и многие другие не по-детски серьезные вопросы решали воспитанники школы №1150 в ходе реализации проекта «Огород будущего».
Важной целью дошкольного образования является раскрытие в личности ребенка тех качеств, которые будут ему необходимы для достижения поставленных целей в будущем. Поэтому уже с младшего возраста начинаем развивать у воспитанников любознательность, активность, гибкость ума, расширять знания и представления детей о растениях, выращиваемых в помещении, знакомить со свойствами предметов при непосредственном наблюдении явлений и процессов, формировать умение планировать и анализировать практическую работу.
Исследуя перспективы развития сельского хозяйства, учитывая тенденции изменения климата и других экологических проблем, воспитанники нашего детского сада пришли к выводам о необходимости создания альтернативных моделей огорода будущего, которые позволили бы улучшить существующую и проектируемую ситуацию.
В рамках реализации деятельностного подхода опытно-экспериментальная деятельность является наиболее близкой и понятной ребенку-дошкольнику. Дети узнали тренды современного сельского хозяйства – вертикальные сады и огороды, с удовольствием участвовали в проведении экспериментов над знакомыми веществами, получая новые знания: ставили опыты с водой, песком, камнями, глиной, растениями, использовали для выращивания растений гидрогель и опилки, наблюдали процесс развития растения в отсутствии света. У детей сформировалось представление, какие существуют огороды будущего, представили, какими они могут быть. Сформировалось представление о новой профессии «сити-фермер». Узнали о том, что это одна из самых перспективных профессий будущего, которая будет нести в себе важные и благородные цели – защита планеты и обеспечение продовольственной безопасности человечества.
Длительные наблюдения и экспериментальная часть исследования позволили определить факторы, положительно влияющие на рост и развитие растений, а также условия, необходимые для их произрастания. Воспитанниками были проведены опыты и эксперименты по самостоятельно разработанному плану с фиксацией и оценкой полученных сведений. Для опытных исследований была создана предметно-пространственная среда: уголки исследований, центры экспериментирования, мини-лаборатории. С целью фиксации результатов дети вели дневники наблюдений, журналы опытов, заполняли карточки экспериментов.
Результатом проделанной опытно-экспериментальной работы стали проекты «Огород в невесомости», «Огород на крыше». С интересом дети провели в лаборатории опыт «Можно ли вырастить рассаду в аквагрунте (гидрогель)?». Ребята решили узнать, насколько эффективно выращивание рассады в аквагрунте. В данной работе было выяснено, что рассаду можно выращивать, используя в качестве субстрата различный материал. В своем исследовании дети использовали аквагрунт, который показал себя как хороший субстрат, применение которого не только экологично и эстетично, но положительно сказывается на росте рассады и не требует частого внимания по уходу за ростком и его поливу.
Детское экспериментирование, как и научное, позволяет сделать новые открытия, опровергнуть или доказать предположения, дать жизнь новым идеям или теориям.
Работа над творческим проектом «Огород будущего» дает замечательную возможность стимулировать детское творчество, развивать интерес, расширять знания детей о профессиях будущего, современных технологиях производства, о научных и технических достижениях региона, страны и мира.
Данный проект был представлен на III Московской международной научно-практической конференции «Компетенции воспитателя – условие развития навыков будущего у дошкольника». Эта работа получила высокий отклик среди коллег.
Полина ВИНОГРАДОВА, Елена СОЛОВЬЕВА, Татьяна ЧЕРНЫШОВА, воспитатели школы №1150 имени дважды Героя Советского Союза К.К.Рокоссовского
Читайте материал в сетевом издании «Учительская газета».