Татуировки, которые делают в Полинезии, на Маркизских островах, могут рассказать о человеке лучше, чем он сам...
Все дело в том, что у одного моего знакомого (назовем его Евгений) на
щиколотке татуировка. «Ты сделал ее здесь, на Маркизах». - безапелляционно заявил ему на острове Нуку-Хива местный художник. Евгений уверял, что, хотя автор этой татуировки был выходцем с Маркизских островов, он вытравил ее несколько лет назад в другом месте Полинезии, на Муреа. Но это не произвело никакого впечатления. Его собеседнику, кроме того, было доподлинно известно значение рисунка. «Мой предок - черепаха», - вот что, оказывается, было запечатлено на
узкой полоске орнамента, украсившего левую ногу Евгения.
Можно считать, ему повезло. В полинезийской мифологии черепаха - весьма почитаемое существо, а еще точнее - божество. Единственная загвоздка в том, что Евгений так и не смог точно узнать - черепаха ли это или что-то иное. На Маркизах его ногу изучали множество экспертов, и каждый уверенно давал свое толкование, всякий раз новое. «Твое место там, где собирается много народу», - так расшифровал этот орнамент один маркизец, знавший, что Евгений - журналист, и тому нечего было на
это возразить. А однажды Жене пришлось услышать задумчивое: «Хм, наверное, тебе тут не доделали».
Эта неизвестность стала Женю в конце концов нервировать.
Почему сам художник не объяснил ему смысл татуировки? Ведь просил его, но он сделал вид, что не понял. Не исключено, что (а маркизцы известны своим, прямо скажем, грубоватым юмором) символы, которые он нанес на Женину конечность, означали что-нибудь вроде «этого болвана дури сколько хочешь».
Тогда, на Муреа, владелец одной галереи, знаток татуировок, авторитетно объяснил, что тот, кто хочет иметь действительно высококачественную татуировку, должен сделать ее на Маркизах. Маркизы - это дюжина зеленых островов, разбросанных в океане в 1300 километрах на северо-восток от Таити, одно из самых красивых мест на земле. Сейчас здесь живет приблизительно 8000 человек. К XIX веку островитян было около 80 тысяч. Однако потом население сократилось более чем в десять раз. Главная причина - болезни, которые принесли с собой европейские колонизаторы. Избежавшим смерти пришлось наблюдать, как гибнет их культура: песни, танцы, искусство татуировки - все это было объявлено суеверием и подлежало искоренению.
К началу восьмидесятых годов, когда Евгений попал на Таити и, очарованный Полинезией, решил сделать себе татуировку, традиция основательно выродилась: ему попадались в основном примеры в китчевом американском стиле - всякие орлы, змеи и сердца. Сейчас татуировки встречаются гораздо чаще, ими украшают себя и мужчины, и женщины. Иногда узорами покрыто почти все тело и лицо. И мотивы стали более близкими к традиционным национальным - издалека татуировки кажутся абстрактными, но при ближайшем рассмотрении начинаешь различать фигурки людей и животных, лица и глаза.
Татуировки (или «татау», как говорят в Полинезии) изначально служили в основном для того, чтобы обозначать происхождение человека и основные события его жизни.
Были узоры, типичные для мужчин и для женщин. Каждое племя и род имели свои знаки, по которым их можно было легко отличить. Украсить себя «чужими» татуировками просто потому, что они «нравятся», никому бы и в голову не пришло. Некоторые узоры говорили о высоком положении их обладателя.
Мастера татуировки использовали различные геометрические формы -
круги, квадраты, звезды: изображения живых объектов - растений и животных - можно было увидеть преимущественно на мужчинах. Известный исследователь полинезийских татуировок Карл фон Штайнен насчитал более 400 типичных узоров. Первая татуировка обычно делалась детям в двенадцатилетнем возрасте - этим событием отмечалось их принятие в число взрослых членов племени.
Сейчас сюда приезжает масса туристов - именно для того, чтобы сделать татуировку. По словам гида по Маркизам (американки, уже 20 лет живущей здесь), этому надо только радоваться, ведь признание полинезийских татуировок - знак признания полинезийской культуры. Другой же гид - француз по имени Жан-Пьер, родившийся на Маркизах, придерживался совсем иного мнения. Жан-Пьер дал понять, что татуировка - вещь значимая. А сейчас это чаще всего - просто украшение.
А вот Тоти Тейкиехуупоко ничего не имеет против иностранцев, пожелавших украсить себя туземными узорами. Надо только помочь им выбрать их осмысленно: нужен «татуировочный ликбез». Тейкиехуупоко - учитель на соседнем острове Уа-Поу. Он возглавляет общество за возрождение традиционной культуры «Моту Хака». Оно было основано в 1978 году и первым выдвинуло требование ввести в школы преподавание на языке коренного населения (до тех пор оно велось исключительно на французском). Неожиданным образом «Моту Хака» нашло поддержку у церкви.
Поначалу, как уже говорилось, церковь подавляла культуру аборигенов. Однако одному старому католическому священнику (среди заслуг которого - перевод Библии на местный язык) удалось убедить братьев по вере, что жители островов вполне могут славить Бога, используя свои традиционные художественные формы. Так «Мотуг Хака» удалось выжить и, в свою очередь, дать толчок возрождению местной культуры во всей Французской Полинезии. Евгений нисколько не удивился, когда Тейкиехуупоко - умный человек с приятными манерами - во время разговора о татуировке стал снимать рубашку. Он продемонстрировал внушительную коллекцию своих татау, разбросанных по всему телу. «Быть частью мира очень важно, - говорил он, указывая на отдельные фрагменты своего пожизненного проекта. - Но быть маркизцем гораздо важнее».
Что же касается Жениной татуировки, то это, как он сказал, «или изображение рыбьего хвоста, или знак того, что когда-то я был горой».
Женино пребывание на Маркизах подошло к концу, а прошлое так и осталось покрыто мраком неизвестности. Кем же все-таки был Евгений: черепахой, рыбой, горой? В конце концов, можно выбрать наиболее привлекательную версию. Или принять сразу все. Но тут Жене пришла отличная мысль: "Я буду думать, что моя татуировка - произведение незаконченное. Ведь каждый из нас, маркизцев, - проект "длиною в жизнь, не правда ли?"