Где их взять?. Дефицит танкеров в России для перевозки нефти и сжиженного природного газа, по оценкам Минтранса, может достигать 200 единиц. Это нижняя граница, так как из-за изменения логистических цепочек поставок потребность в таких кораблях может только вырасти. К сожалению, на данный момент в России выпускается недостаточное число газовозов и крупных танкеров. Так, например, крупные корабли класса «Афрамакс» на данный момент производятся буквально на одной верфи ССК «Звезда». Судостроительный завод был заложен в 2009 году, но первые суда начали строить лишь в 2016. Первый большой танкер «Владимир Мономах» был спущен на воду только в 2020 году. А еще два – «Океанский проспект» и «Академик Губкин» – пока проходят испытания. Такими темпами полностью закрыть нужду в танкерах нереально. С газовозами ситуация еще хуже – первый российский СПГ-танкер только строится на той же «Звезде», а все остальные корабли такого класса закупались за рубежом, прежде всего в Корее.
Так почему же не продолжить фрахт и закупку танкеров в дружественных странах? Во-первых, не такие уж они и дружественные. Так, на фоне санкций, не вполне понятна судьба трех газовозов, которые сейчас достраиваются на верфи «DSME» в Корее. Еще в мае корейцы разорвали договор на первый из трех кораблей из-за того, что «заказчик не мог своевременно перевести второй плановый транш по оплате контракта». Что странно, так как другие заказанные на корейских верфях корабли российские заказчики оплатили. Во-вторых, спрос на танкеры значительно превышает предложение. Из-за энергетического кризиса в ЕС в мире возник дефицит газовозов. Все верфи забиты до отказа, так что российские заказы вряд ли будут рассматриваться в приоритетном порядке. Выход один – России нужны десятки новых современных верфей, сопоставимых по возможностям со «Звездой», и закладывать их необходимо уже сейчас. Только так получится удовлетворить спрос.