Не каждая семья решится приютить совершенно чужих детей, дать им тепло своего крова, доброту человеческого внимания. Но такие люди есть – например, семья Вахида и Ирины Валеевых из Благовещенска.
…Оставшись в свои 24 года без мужа, Ирина тяжело переживала семейную драму – на руках молодой матери-одиночки остались двое детей: Артему шел четвертый год, дочери Злате было два месяца. Но, несмотря на все трудности, энергичная, полная сил Ирина везде успевала: воспитывала детей, управлялась с личным хозяйством, торговала на малом рынке.
И вот однажды свела судьба ее с молодым шофером Вахидом Валеевым. Разговорились, начали встречаться, а поняв, что нужны друг другу, поженились. Через год у них родилась дочь, которую назвали Региной. Радости от совместного первенца не было конца. Только Вахид нет-нет да вздыхал с сожалением: «Эх, еще бы сына – и был бы полный комплект». Когда Ирина сообщила мужу, что беременна, ликовала вся семья, – непременно родится сын, наследник рода. Но при очередном обследовании выяснилось, что у ребенка пороки развития, и врачи предложили мамаше произвести искусственные роды. Скрепя сердце, Ирина согласилась.
Казалось, операция прошла успешно, но супругов ждал новый удар – выяснилось, что Ирина теперь бесплодна. Это известие было настолько тяжелым, что здоровье Ирины, так и не оправившейся от операции, резко ухудшилось, и женщину поместили в реанимацию.
– И вот однажды, – вспоминает она, – я слышу голос словно сквозь забытье: «А если бы сейчас тебе предложили чужого ребенка, взяла бы?» Я твердо ответила: «Да». Только одна больничная подушка знает, сколько я выплакала слез. А Вахид, когда я ему рассказала о произошедшем, сказал серьезно:
– Раз такое дело… Давай возьмем ребенка из дома грудника.
И вот в один из погожих дней, выписавшись из райбольницы, еще не окрепшая Ирина с мужем поехали в Уфу. Двухмесячного малыша назвали Айратом.
И опять в доме пеленки, ежедневная стирка, снова бессонные ночи у кроватки вдруг заплакавшей крошки. Но сколько же радости было у родителей!
– Что удивительно, – продолжает Ирина Александровна, – если в больнице я была очень слаба, то с появлением в доме ребенка стала чувствовать, как с каждым днем начало улучшаться мое здоровье. От таких перемен не только мне – и мужу, и детям лучше становилось. В доме был полный порядок, хозяйство шло своим чередом., всего хватало… Разве не счастье?
Шли годы. Однажды дочка Злата пригласила к себе в гости подружку. Люба оказалась воспитанницей детдома. Она пришла в гости раз, другой, и вскоре Валеевы так привыкли к Любе, что стали сами приглашать ее к себе. Тем более что когда приходила подружка, Злата, обычно довольно замкнутая, веселела прямо на глазах.
Тогда-то Ирина Александровна и предложила мужу:
– Знаешь, Вахид, семья состоит из двух слов – «семь» и «я», а нас всего шестеро. Давай удочерим Любу, и вот тогда, как ты говоришь, у нас будет полный порядок.
Вахид согласился.
Шел 2006 год. Злата и Люба перешли в шестой класс. А в доме Валеевых частой гостьей стала подруга Любы, Настя. Вместе со Златой все трое дружно играли, учили уроки, вместе проводили свободное время. А Настя даже по хозяйству успевала помогать.
И вот однажды девочка, покраснев от смущения, чуть слышно прошептала Ирине Александровне:
– Возьмите и меня в свою семью. Мне так нравится у вас…
Какое материнское сердце не дрогнет, не обольется кровью от этой просьбы, от исполненного надежды детского взгляда?
– У меня на всем белом свете нет никого, только братья Коля да Миша в детдоме… – продолжала Настя. – Возьмите…
И совсем не по-детски вздохнула.
Если бы Ирина решала одна, она бы не раздумывала ни минуты. Но надо было посоветоваться с мужем – что-то он скажет?
– И вот как-то раз, – говорит Ирина Александровна, – прихожу я домой и вижу, как Вахид возится возле своей машины, а Настя, примостившись на чурбачок, вслух громко читает книжку. На мой вопросительный взгляд девочка весело сказала: «Папка вон машину ремонтирует, а я ему читаю книжку».
На такое простое объяснение Ирина Александровна только улыбнулась, понимающе кивнув головой. Прошла в дом. Со двора вернулся Вахид Равилович и, помыв руки, как бы между прочим сказал:
– Раз уж такое дело, Ирина, что Настя называет меня папой, давай удочерим и ее.
Так в семье Валеевых стала жить Настя – третий приемный ребенок. Теперь за один стол садились сразу восемь человек.
Настя оказалась славной девочкой. Но вскоре Ирина Александровна стала замечать, как нет-нет да загрустит девочка, потупит взгляд. Ясно было, что ее что-то тревожит. И однажды она призналась:
– Я вот у вас живу, и лучше нашей семьи нету, а вот братики мои в детдоме… Как им там?
Девочка ни о чем не просила, не жаловалась, но все и так было понятно. К тому же брат Миша оказался Настиным братом-близнецом. И снова семейный совет, и снова решение – взять мальчишек под свою опеку.
Когда оформляли документы на братьев Насти, одна из сотрудниц районного отдела образования не сумела скрыть своего удивления – мол, в детском отделении больницы какая-то мамаша бросила двухмесячного малыша, а он похож на Вахида Валеева как две капли воды. Валеевы в тот же день побывали в райбольнице. Сходство и впрямь оказалось феноменальным. Ну а раз так, переглянулись супруги…
Мальчика назвали Русланом.
– Я три дня пролежала с малышом, – рассказывает Ирина Александровна. – Неправду говорят, что ребенок в таком возрасте не чувствует материнских заботливых рук. Я убедилась в этом на своем примере и за три дня поняла, как успокоительной лаской можно породнить с собой ребенка.
Так появился в доме Валеевых уже шестой ребенок, которого приемные родители окружили такой же заботой и лаской, что и остальных. Некоторые, правда, смотрели на них косо – мол, что-то тут нечисто. Но тех, кто одобрял их поступок или даже помогал, было несравнимо больше.
И все было бы хорошо, если бы в 2007 году дом Валеевых не сгорел. Но дружная семья не опустила рук – Валеевы решили поднимать новый дом, лучше прежнего: первый этаж кирпичный, второй – деревянный, да еще обширная мансарда.
В том же году Валеевых пригласили на республиканское телевидение – поучаствовать в передаче о роли матери в семье.
Шло время.
Вахид Равилович с Ириной Александровной работали, дети росли, учились. В доме все чаще и чаще стали появляться друзья из детского дома – Витя и Вика, брат с сестрой. Они быстро сошлись с младшими Валеевыми: играли вместе, читали книжки, возились с малышами. Их стали приглашать на праздники, дни рождения, выходные… Позже Валеевы на правах патронажа оформили документы на пребывание этих детей в их семье во время осенних и зимних каникул. А потом и совсем приютили сирот, закрепив это опекунство документально.
…Однажды к Мише пришел его друг по детскому дому Толя Гладких. Он уже окончил строительное профтехучилище, но остался без крыши над головой, без денег и работы. Об этом Ирина Александровна узнала из невеселого рассказа парня.
– А теперь куда? Переночевать-то хоть есть где? – спросила она.
– Негде, – покачал головой Толя.
Иные бы сказали – мол, ничем не можем помочь. Другое дело Валеевы: они решили Толю у себя прописать. Долго пришлось обивать пороги, доказывать, уговаривать, прежде чем Анатолий получил соответствующие документы, а затем успешно сдал экзамены для поступления на первый курс Благовещенского педагогического колледжа. Сегодня он шефствует над первоклашками Викой и Витей: помогает им готовить уроки.
…Время не стоит на месте. И ныне живет в дружбе и согласии многодетная семья Валеевых. Сам Вахид Равилович работает шофером на автомашине газовой спасательной службы в одной из организаций города, Ирина Александровна с недавних пор возглавляет автобусное хозяйство 404-го маршрута Уфа – Благовещенск. Самый старший сын Артем учится в Благовещенском педколледже, там учится и его молодая жена. Злата и Люба учатся в экономическом колледже, а заочно – в Уфимском юридическом колледже. Стала студенткой педколледжа и другая дочь Валеевых – Настя. Остальная детвора пока посещает школу разных классов, лишь маленький Руслан ходит в местный детсад…
Николай МУРУГОВ
Издание "Истоки" приглашает Вас на наш сайт, где есть много интересных и разнообразных публикаций!