Театр является одним из самых древних видов искусства, которым владеет человечество. Он вобрал в себя все виды искусств: литературу, живопись, архитектуру, музыку, пластику, хореографию, гармонично объединяя их в единое целое. Не зря в переводе с греческого языка слово "театр" обозначает зрелище.
Театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребенка. Детям интересна динамика действия: то, как меняются декорации, игра света, музыкальное сопровождение, в какие костюмы одеты актеры, как использован грим.
Театр - это сильнейший инструмент эмоционального воздействия на душу детей, он вводит в мир прекрасного, развивает сферу чувств, будит соучастие, сострадание, способность поставить себя на место другого, радоваться и тревожиться вместе с ним. Всегда удивительно смотреть на талантливую игру актёров, вживаться в роль того или иного персонажа, тем самым проживая другую жизнь.
Театр способен сделать человека гуманным, способствуя формированию таких качеств, как человечность и доброта. Ходить в театр — это значит давать своей душе развиваться, расти, за счет включенности, максимального присутствия, размышлений, поисков ответов на разнообразные вопросы.
Воспитание театром – это воспитание средствами театрального искусства, посвящение в тайны театра как вида художественного творчества, начинающееся знакомством с разнообразными элементами театральности и кончающееся образованием живого, непрестанного интереса к ценностям театральной культуры, к её традициям, раскрывающимся в той или иной степени в текущем состоянии театрального процесса.
Творческое объединение "Театральная студия "Радость" (МАОУ АГО "ЦДО") осуществило поездку в Екатеринбургский ТЮЗ на спектакль "Щелкунчик" по мотивам сказки Гофмана в постановке В. Сенина. Рождественский сон девочки Мари развернулся на сцене ярким карнавалом игрушек и кукол. Поражали объемные маски, богатые красивые костюмы. Потрясающая музыка, великолепные декорации, видеоэффекты - все завораживало и переносило в страну фантазии, где Мышиный король, Мышильда и их мышиное войско сражалось с Щелкунчиком за орех кракатук.
Чарующая кутерьма снежинок, огромная, переливающаяся огнями, елка, подарки в блестящих упаковках и особенно трогательно звучащий со сцены монолог, знакомый с детства: "Итак, дети отлично знали, что родители накупили им всяких чудесных подарков и сейчас расставляют их на столе; но в то же время они не сомневались, что добрый младенец Христос осиял все своими ласковыми и кроткими глазами и что рождественские подарки, словно тронутые Его благостной рукой, доставляют больше радости, чем все другие. Младенец Христос всегда направляет руку родителей и детям дарят то, что доставляет им истинную радость и удовольствие".
Студийцы также получили истинную радость от соприкосновения с театральным искусством, испытав эмоциональное удовольствие от выразительных средств спектакля, актерской игры и в целом от волшебного ощущения пребывания в театре.
Помимо посещения театра, студийцы совершили экскурсию в Дом - музей П. П. Бажова. Экскурсии также имеют большое значение в формировании гармоничной, всесторонне развитой личности. Это и расширение культурного кругозора, воспитание в духе патриотизма (мы гордимся, что являемся земляками уральского сказителя), углубление знаний о жизни и творчестве Павла Петровича.
Ребята прошлись по дому Бажова, увидели столовую, где его семья собиралась вместе за большим столом; кабинет, где трудился писатель; детскую.
Экскурсовод рассказала о каждом предмете: гитаре, печатной машинке, мраморной статуе, сундуке, карте мира, чертежном альбоме, часах, телефоне - обо всем, что окружало писателя, чем пользовался он и его домочадцы. Всех заинтересовала одежда Павла Петровича: валенки, рабочие варежки, пальто, шапка. Оказывается, писатель был небольшого роста, что удивило ребят.
В экскурсионную программу входил и просмотр видеопрезентации, во время которой студийцы вспомнили героев сказов: Хозяйку Медной горы, Степана, деда Кокованю, Огневушку - Поскакушку, бабку Синюшку, Данила - мастера, Таютку - всех, кто знаком с детства и неотделим от души русского человека.
На заборе, огораживающем сад, посаженный самим писателем, располагались баннеры с фотографиями и высказываниями Павла Петровича. Студийцы читали мудрые слова и размышляли над ними.
Посещение музея реализовало принцип наглядности в учебной деятельности, помогло ребятам провести связь между прошлым и настоящим. Маленький деревянный домик стал островком духовности. Атмосфера музейного пространства способствовала формированию образного и эстетического воспитания, расширила кругозор, вызвала эмоциональную отзывчивость, помогла еще раз ярко и живо соприкоснуться с историей, с творчеством П. П.Бажова.
Татьяна Костырева
2022 г