Найти тему
Маятник Истории

«СССР умер. Куда теперь нести Знамя». Мелитон Кантария первым поднял флаг над Рейхстагом и скорбил о развале Советского Союза

О событиях 1945 года нам более-менее известно. Многим знакомо фото, где солдат поднимает над Рейхстагом Знамя Победы. Конечно же, на том снимке изображен герой войны. Но все же первенство приписывают нее тем, кто запечатлен на фото, а другой тройке.

Считается, что алое полотнище над немецким парламентом подняли Кантария, Егоров и Берест.

Но о дальнейшей судьбе и жизни героев известно совсем мало. Об этом не говорят.

В одном из прошлых постов я поделился с читателями историей жизни офицера Алексея Береста. Именно он командовал младшими сержантами, впоследствии получившими свои награды. Судьба Береста после окончания войны припасла для него много трудностей.

Сегодня поговорим о герое, которого узнавали. Его имя было на слуху. Советский солдат Мелитон Кантария, водрузивший флаг на крышу Рейхстага.

Что сказал о своей стране грузин и как он отреагировал на новость о развале Союза – страны, за которую он и его товарищи сражались и так много советских людей отдало свои жизни?

-2

Искажение правды

В конце перестройки во всех газетах начали появляться «экспертные мнения» об установке флага над Рейхстагом. Журналисты привлекали к себе внимание и не гнушались заголовками, вроде «Бесполезно», «Это было не нужно», «Постановка».

Подобные слова задевали Мелитона за живое.

Герой войны рассказывал, что их неспроста разделяли на группы по трое. Если кого-то подстрелят, то один из троих точно дойдет до цели. Немцы, как могли, отбивали свое главное здание. Приходилось ползти под шквальным огнем.

И представьте, ползете вы среди врагов, на их территории, а в руках у вас яркое алое полотно. Очень легко привлечь внимание. Знамя виднелось издалека, а над головой то и дело свистели пули.

Кантария рассказывал, что Знамя он закрепил своим ремнем, а вернувшись к своим получил выговор за неподобающий вид.

На войну грузин попал в 1941-ом. Он прошел все фронты. Получил ранение, но не успев восстановиться до конца, снова вернулся на поле боя. В одном разговоре с репортером Мелитон сказал, что он вовсе не герой. Все куда проще – «там либо ты немца, либо немец тебя. Вот так мы и шли вперед».

Родственники сержанта говорили, что он нечасто говорил о войне и вообще не любил эту тему. Подобное рассказывают почти все родные тех, кто прошел через ужасы и испытания войны.

-3

Знакомство с Жуковым

В 46-ом Мелитону исполнилось 26. Молодой парень уехал в Абхазскую АССР и устроился в шахту. После работал плотником и возглавил бригаду рабочих.

Через какое-то время Мелитона Кантарию хотели отметить званием Героя Социалистического Труда. Однако он сам отказался. Мужчина пояснил, что у него награда уже имеется, а есть много тех, кто достоин отметок.

В 62-ом Мелитона Варламовича навестил Жуков и остался гостить на неделю. Грузин встретил дорогого гостя с полагающимся радушием. Жуков раз за разом спрашивал – почему Кантария ушел в простые люди, выбрал обычную службу?

«Пора в офицеры!» – говорил Жуков Мелитону.

Он предлагал солдату поступить в военное училище, а там и до генерала недалеко. Однако мужчина отмел все доводы. В случае войны Мелитон был готов снова вступиться за Родину, но только как рядовой солдат. А с военной службой покончено – за те четыре года он успел навоеваться.

-4

Дружба с Егоровым

Два всенародных героя, Кантария и Егоров, продолжили дружеское общение и в мирной жизни. Товарищи частенько друг друга навещали.

В 1975 году Михаил Егоров погиб в автокатастрофе. Колхоз предоставил работнику и герою «Волгу». Ему было 52 года.

Трагедия стала потрясением для Мелитона Кантарии. После известия о смерти боевого товарища Мелитон отказался садиться за руль авто, хоть и очень любил машины и вождение. Свою собственную «Волгу» он тут же продал.

«Гитлер бы обрадовался»

Но Кантарии все же пришлось снова заглянуть в глаза войне. В 92-ом грузинские войска были в Абхазии.

Герой Великой Отечественной говорил:

«Фашисты не смогли нас свалить, мы сами себя уничтожили. Это катастрофа. Что теперь будет?».

Развернувшийся конфликт Мелитон называл не иначе как братоубийство. «Я ведь не за одних грузин там воевал. Мы все сражались за всех – и за русских, и за украинцев, за казахов и абхазов».

-5

У людей была одна Родина, советская.

«Гитлер сейчас бы счастлив был — увидев, что творится».

Мелитону Варламовичу в 93-ем исполнилось 73 года. Он отказывался покидать родные места. Но после того как абхазы взяли верх, особого выбора не оставалось. Все грузины тогда старались поскорее уехать, переживая за скорые этнические чистки.

В Москве Мелитону с семьей предложили предоставить жилье – небольшую квартиру от мэрии города. Семья оставила имущество, но получить статус беженца и укрыться в России младший сержант отказался.

Это была одна единственная страна, которая предложила помощь участнику штурма Рейхстага.

В Грузию Кантарию не звали. В том поезде у старика, увидевшего так много боли на своем веку, не выдержало сердце.

Похороны состоялись в Грузии, в родном селении. Там же возвели памятник. Многие из внуков прославившегося младшего сержанта теперь имеют российское гражданство.

-6
«Я грузин, но моя страна — СССР. Сейчас кажется — мы отдельно будем жить лучше. Ничего подобного, помяни мое слово».

Знали о судьбе героев Великой Отечественной?