Найти тему

ПТБ при швартовных операциях или Спасение утопающих – дело рук самих утопающих.

Начало здесь.

Изучая швартовное устройство судна, нельзя пропустить ПТБ (правила техники безопасности) при его использовании. На первый взгляд, всё просто: тросы, канаты – подавай на берег, натягивай, при отходе – отдавай, выбирай. Но эти тросы-канаты и мощные механизмы таят в себе угрозу здоровью и даже жизни людей, которые участвуют в швартовных операциях или просто находятся поблизости. Поэтому первое правило: удалить всех посторонних с места проведения швартовки.

Подтверждений этому может привести почти любой моряк из своей практики или по рассказам сослуживцев. Я тоже решил не ходить далеко и привести пример того, чему был сам свидетелем или участником.

Распределившись во Владивосток после окончания Ленинградского морского училища в 1980 году в предвкушении посещения экзотических стран Юго-восточной Азии – Сингапура, Таиланда, Японии, - а заодно и Америки с Австралией, я, согласно местным обычаям, для начала был направлен на каботажную Курильскую линию на белоснежный пассажирский лайнер 4-м помощником капитана.

фото автора. где-то на островах.
фото автора. где-то на островах.

Среди пассажиров судна были, в основном, жители островов, рыбаки и рыбообработчицы, а также пограничники, служившие на точках, разбросанных по островам Курильской гряды. Иногда мы доставляли какое-то снабжение и почту для воинских частей. Как-то даже выезжали к ним на товарищескую встречу по футболу, после которой принимали у них радоновые термические ванны.

Сборная судна после матча. Результат игры не помню. Фото из архива автора
Сборная судна после матча. Результат игры не помню. Фото из архива автора

Помню, что к борту нашего судна, стоявшего на якоре на рейде Южно-Курильска, летним погожим деньком, пришвартовывался танковоз пограничников, чтобы забрать какой-то груз. С бака нашего судна им сбросили конец, гашу которого проворный погранец накинул на кнехт танковоза, после чего замахал рукой, что можно выбирать слабину.Одновременно танковоз отрабатывал задним ходом, чтобы подбить корму к судну. В доли секунды швартов натянулся, как струна, а из клюза в фальшборте танковоза, вместе со швартовом вылезла нога погранца-швартовщика и повисла, как сосиска. Не помню крика этого паренька, наверное, его заглушал грохот двигателя танковоза. Помню только, что срочно на палубу был вызван наш судовой врач, чтобы сделать обезболивающий укол пострадавшему пареньку. Не знаю, удалось ли ему сохранить ногу с такими перемолотыми костями или ее пришлось ампутировать.

Это пример того, что нельзя стоять на линии натяжения швартовов, тем более между швартовом и судовыми конструкциями. И хотя это написано в правилах техники безопасности, которые наверняка зачитывали этому погранцу под роспись, никто не может оценить степень опасности ситуации, кроме того человека, которому непосредственно угрожает опасность. Вот почему я всегда говорю морякам, чтобы они сами были всегда на стороже и смотрели во все глаза, что же может им угрожать. Лозунг «Спасение утопающих – дело рук самих утопающих» подходит к обеспечению безопасности каждого на 100 %. Хотя, конечно, речь скорее о предотвращении, а не о спасении. Но уж больно фраза красивая.

Ну а что же я сам, никогда не нарушал технику безопасности и не был наказан за это? Каюсь, бывало что нарушал. (Пока не буду распространяться об этом, возможно в другой раз.) А пострадал безвинно. Из-за другого нарушителя. И на том же судне.

Через год с небольшим я был переведен во вторые помощники капитана. Теперь мое место по швартовному расписанию было на корме. Как-то вечером мы пришвартовались во Владивостоке. Я стоял рядом с фальшбортом, потому что там удобнее было наблюдать за натяжением концов, палуба была почти на уровне причала. Уже набили швартовы, я доложил на мостик по «Березке», наблюдая, как матросы заканчивают крепить концы на кнехтах. Оставалось только повесить противокрысиные щитки на концах и смотать выброски. Так, с микрофоном в руке возле рта, я повернулся через левое плечо в сторону причала, когда мне в левый глаз прилетела лёгость или, как сейчас стали говорить "лёгкость" нашей выброски, которую один из швартовщиков любезно вернул нам на борт. В этот момент я ощутил то состояние, которое в околомедицинской литературе описывается как «искры из глаз». Дело в том, что швартовщик стоял в двух метрах от меня и киданул «лёгкость» с размаху со всей своей недюжинной силой. По умыслу или по дури – неизвестно, ведь с такого расстояния можно было передать выброску прямо из рук в руки или хотя бы просто накинуть сверху на планширь. И при этом не озаботился выполнить важное правило – подать предупредительный окрик «берегись». Ну а в лёгость у нас заплетают не только песочек для веса. Там оказались шарики из подшипников, а то и гайки. В общем, мне сломали нос.

Это я обнаружил перед зеркалом в туалете, куда зашел смыть кровь, капавшую на палубу. Нос у меня оказался расположен рядом с правым ухом. Боли я не чувствовал или не запомнил. Просто взял нос рукой и передвинул его под кожей на свое законное место. На мостик докладывать не стал, чтобы не портить отчетность судна по участию в соцсоревновании, так как несчастные случаи значительно снижали шансы оказаться победителем. Ну глаз заплыл и потемнел, подумаешь важность. Походил недельку с черной повязкой, как пират. Только потом я узнал, что выполнил сам себе тончайшую сложную хирургическую операцию, так как в таких случаях часто нарушается функционирование носа, в частности, повреждаются дыхательные каналы. Я же отделался легким, почти незаметным, искривлением носа.

Оригинального фото с повязкой не сохранилось, пришлось пририсовать, чтобы вы представляли, как я выглядел в роли пирата.
Оригинального фото с повязкой не сохранилось, пришлось пририсовать, чтобы вы представляли, как я выглядел в роли пирата.

Ну и еще один случай на том же судне, правда, не относящийся к швартовкам, но связанный с лицом, считающимся наиболее опытным на палубе – боцманом.

На судне югославской постройки имелся линемёт импортного производства, срок годности которого подошел к концу. В таких случаях вся пиротехника обычно выбрасывается в море с составлением соответствующего акта. Но фактически зачастую используется для тренировок, новогодних фейерверков или по другому назначению. В частности, с линемёта боцман снял линь, который может пригодиться в хозяйстве. Ракету он предусмотрительно вынул, возможно, даже выбросил за борт. Оставалось избавиться от корпуса линемёта.

фото из интернета. кажется, тот был немного другой, но похож.
фото из интернета. кажется, тот был немного другой, но похож.

Неизвестно, что пришло в голову боцмана, навеянное спиртными парами, но он решил проверить, не осталось ли чего внутри линеметной установки. Он заглянул в линемёт и нажал курок. А там оставался капсюль для пуска ракеты. Его запала хватило, чтобы боцман остался без глаза. Потом я его встречал на судне, стоявшем на приколе в качестве плавучей гостиницы. Плавать ему больше не разрешили.

Пока ограничусь примерами с одного судна. На других судах тоже время от времени происходили несчастные случаи, в основном, мелкие, типа попадания окалины в глаз про оббивке ржавчины, но были и с кровью и с госпитализацией. Возможно, еще вернусь к этой теме. Хочу подчеркнуть, что недаром говорится: «Правила техники безопасности написаны кровью». Каждое правило появлялось после очередного несчастного случая, в качестве меры предупреждения повторения такового.

осмотр швартовного устройства. фото автора. извините, что без каски. терпеть их не могу. не берите с меня пример.
осмотр швартовного устройства. фото автора. извините, что без каски. терпеть их не могу. не берите с меня пример.

Поэтому призываю всех не пренебрегать требованиями ПТБ, хорошенько их изучать и неукоснительно соблюдать.

Спасибо за прочтение. Отдельное спасибо тем, кто добавит известные им примеры несчастных случаев для придания убедительности моей статье.

Будьте здоровы, берегите себя. Кроме вас самих, никто вас не убережет.