– Как быть, если все – напоминает о былых грехах. Переехать – пока нельзя. Но человек решил стать другим, и все поменять к лучшему. Тошно до брезгливости прикасаться к старым вещам. Хочется все выдраить. Есть ли в этом какой-то здравый смысл?
Отец Андрей:
– Ситуация понятна... Но не надо это делать истерично, превращать в панику. Если что-то можно уничтожить – уничтожьте. Но вы же не будете уничтожать города, в которых вы согрешили. Они останутся. А напоминание о грехе может быть самым разным.
«Сел старик на кровати – заскрипела кровать. Было так при Пилате – что теперь вспоминать» (А. Тарковский).
Вот Петру о своем грехе напоминал каждый петушиный крик. Но он же не убивал петухов. Если по этой логике идти, то Петр должен был сворачивать голову каждому петуху, который напоминал ему о грехе. Но Петр плакал, а петухов не трогал. Поэтому и вам не нужно так радикально перестраивать все вокруг себя. Дело-то не в этих платьях и не в этих домах. Конечно, откровенный грех – нужно выбросить, уничтожить. Откровенное напоминание о каком-то грехе. Вот бывает, как после развода люди вырезают своих «бывших» из альбомов с фотографиями. Хотят распрощаться со своим прошлым, вырезая их из всех видимых знаков. Я не буду никого за это осуждать. Потому что это естественная реакция сердца, которое чувствует боль. Но не нужно здесь никаких паник или истерик. Дело-то все в вас. А не в этих внешних вещах.
Конечно, если тебя окружают люди, которые были свидетелями своего греха и если ты можешь поменять место жительства, то поменяй. Так говорят некоторые святые. Но если не можешь, прощайся не с памятью о грехах, а с самими грехами.
Не стремитесь выкинуть все вообще. Потому что дело совсем не в этом.