Ребенок зашелся в истерике, не идёт на контакт, игнорирует просьбы?! - Ну всё: вы потеряли свой родительский авторитет. Ребенок вами МАНИПУЛИРУЕТ! - эти слова слышали практически все родители.
А что на это говорит современная психология и теория привязанности?
Стоит только набрать в поисковике "детские манипуляции", как тут же выпадет длинный список:
- крик;
- плач;
- капризы;
- истерики;
- отказ от общения;
- вымогание;
- агрессия;
- показная беспомощность;
- отказ от еды и т.п.
В котором каждый родитель увидит знакомые пункты, которые с общей подачи уже причисляют к психологическим манипуляциям.
Тогда как
Психологи́ческая манипуля́ция — тип социального воздействия или социально-психологический феномен, представляющий собой деятельность с целью изменить восприятие или поведение других людей при помощи скрытой, обманной и насильственной тактики в интересах манипулятора.
Простыми словами манипуляция - это использование другого ВТАЙНЕ от него для достижения СВОЕЙ цели.
Описан достаточно сложный механизм действий, который не под силу и каждому взрослому, созревшему организму.
Однако вышеперечисленные реакции и поведение детей махом безоговорочно причисляют к психологическим манипуляциям.
Тогда как детский организм попросту не обладает ещё набором необходимых психо-физических навыков, чтобы составить в уме, а потом воплотить в жизнь со взрослым человеком весь вышеуказанный сложный алгоритм.
Дети своим поведением активно и ПРЯМО проживают свои эмоции и чувства, ПРЕДЪЯВЛЯЮТ СВОИ ПОТРЕБНОСТИ, нужды.
Но взрослые, с подсказки знакомых и специалистов, видят за всем этим тайный умысел.
И сразу ребенок из позиции просящего ставится в позицию большого и требующего, а взрослый, если ответит на его потребности, в своих глазах уменьшается, делается маленьким, жалким, услужливым. Как следствие этого в родителе возникает негодование и вслед за ним - последствия.
Тогда в чем же профит тех, кто сознательно вводит в заблуждение взрослых, называя детское поведение психологической манипуляцией?!
Это поддержание иерархии насилия:
- Взрослый вправе требовать, указывать, ограничивать
- Ребенок должен подчиняться, следовать, исполнять, независимо от внешних и внутренних обстоятельств
Исполнять не раздумывая, четко по выданной инструкции.
Быть покорным, чтобы продемонстрировать, вложиться в авторитет и авторитарность Взрослого: только он тут разумеет и решает, а мы - дети: люди маленькие, ничего не решаем.
И тогда любое покрытие/забота в ответ на возрастные потребности ребенка, воспринимается как отклонение от этой парадигмы иерархии насилия, рушит сложившийся механизм у всех, кто его транслирует.
Забота в ответ на потребность ребенка рушит иерархию насилия.
Именно поэтому под видом заботы по потребностям в иерархии насилия подается контроль "я же о тебе думаю" через указания и поощрение его исполнения, выдаваемое за послушание.
Тогда возникает логичный вопрос: хочет ли Родитель вкладываться собой и своим ребенком, отношениями в то, чтобы продолжать дальше транслировать этот коряво выстроенный механизм?
"Но тогда дети сядут вам на шею и ноги свесят, вот увидите!"
Запугивание - это ещё один из кнутов иерархии насилия. И как правило, он не имеет ничего общего с реальностью.
Потому что большой, сильный, добрый и внимательный Взрослый САМ откликнется на кричащего, озлобленного, замкнутого, кривляющегося Ребенка и возьмёт его на ручки. То есть останется в Активной Позиции Главного.
- Или побудет рядом, пока эмоции захлестывают ребенка, чтобы помочь ему с ними справиться.
- И не уменьшится от этого, а только возрастёт в своей Заботливой Альфе, которая стремится и может в рамках своих границ удовлетворить потребности своего ребенка.
- Или спросит о потребностях ребенка первым, если ребенок не идёт на контакт.
И не рассыпется от молчания или отказа, а сможет быть рядом.
Просто потому что он уже: Большой и Взрослый.
Он уже много чего сделал, чтобы ребенок родился, пережил период младенчество, рос и креп с каждым годом.
И чтобы оставаться таковым, ему для этого не требуется подтверждений в виде покорного поведения маленького ребенка.
Но все эти слова и действия станут профанацией, если Взрослый к своему Внутреннему Ребенку будет относиться в парадигме иерархии насилия.
А как быть с истериками ребенка, вашими личными границами и отношениями с самим собой - я помогу разобраться на личной консультации очно или онлайн +79098550170
Автор: Наталья Шестовицкая
Социальная работа
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru