Найти тему
Морская коллекция

Крейсера. Первый своего имени. Корвет «Баян»

Спуск на воду корвета Renaudin, в эллинге видны строящиеся корпуса фрегата «Светлана», корвета «Баян» и яхты «Штандарт»
Спуск на воду корвета Renaudin, в эллинге видны строящиеся корпуса фрегата «Светлана», корвета «Баян» и яхты «Штандарт»

Деятельность Генерала-адмирала российского флота Великого князя Константина Николаевича во второй половине Крымской войны и после нее производит впечатление реализации хорошо продуманной концепции строительства флота при четком понимании основных угроз и возможностей по их нейтрализации имеющимися силами. При этом расходы на судостроительные программы были относительно скромными, никаких гигантских эскадр и кораблей-гигантов не строилось.

Надо не забывать, что вторая половина 19-го века, это эпоха грандиозного технического прогресса, когда облик флота изменился кардинально. Флот Константина Николаевича в полной мере, к счастью, не был проверен в бою. Относительно локальные боевые действия на Балтике в конце Крымской войны и на Черном море весьма скромными силами в 1877-1878 годах наш флот выдержал достойно.

С точки зрения силовой дипломатии флот в этот период окупал свое содержание на все 100%. Андреевский флаг присутствовал в самых отдаленных уголках мирового океана. В конфликтных ситуациях русские адмиралы умело маневрировали балтийскими, средиземноморскими и тихоокеанскими эскадрами, создавая напряжение противнику в самых уязвимых местах.

После Крымской войны одним из первых действий Морского ведомства стал заказ кораблей на верфях вчерашних противников. Обозначившее техническое отставание лечили простейшим способом-ознакомлением с передовыми западными технологиями.

Самый крупный заказ достался французам- в Бордо были заказаны фрегат «Светлана», корвет «Баян» и императорская яхта «Штандарт».

Заказ на парусно-винтовой корвет «Баян» был размещен в 1856 году контр-адмиралом И. И. Шанцом на верфи «Колло и Компания» за 415 717 рублей. Строительство корабля было начато 1 октября 1856 года. Во время постройки владелец верфи Б. Колло оказался в финансовом кризисе и в марте 1857 года верфь была продана предпринимателю и инженеру Арману. Верфь была переименована в Kredit Maritaime & Arscan.

На воду корвет сошел 11 июля 1857 года. Машину и механизмы мощностью 300 л.с. поставила компания Шнейдера из Крезо. Вооружение состояло из 16 пушек и в ходе эксплуатации неоднократно менялось.

28 октября 1857 года корабль прибыл в Кронштадт на достройку. Руководством процессом занимался старший судостроитель Кронштадтского порта М. М. Окунев.

«Баян» между 1858 и 1893 годами
«Баян» между 1858 и 1893 годами

«Баян». Kredit Maritaime & Arscan (до марта 1857 года Collas at Comp), Бордо, Франция. Строительство начато 1 октября 1856 года. Спущен на воду 11 июля 1857 года. Введён в эксплуатацию 1858 год. Выведен из состава флота 10 января 1899 года

Водоизмещение 1969 тонн. Длина 65,95 м. Ширина 11,4 м. Осадка 5,6 м
Двигатели- 1 паровая машина Шнейдера и Крезо, 300 л. с.
Вооружение- 16 пушек

Как учебное судно:

Водоизмещение 1997 тонн.
Двигатели- 1 паровая машина Шнейдера и Крезо, 978 и. л. с. Скорость 10,7 узла.
Вооружение- 2-152 мм, 4-9 фнт, 3 скорострельные пушки

Корпус корвета набирался по оригинальной системе инженера Армана из французского дуба, тика и красного дерева.В 1870 году на заводе Берда для корвета изготовили новые котлы. В 1873 году котлы заменены при тимберовке в Николаевском доке Кронштадта с заменой вооружения.

Вооружение при постройке включало шестнадцать 12-фунтовых длинных пушек (по другим данным 24-фунтовых пушек). При тимберовке 1867 года корвет был перевооружен на четыре 6-дюймовые пушки образца 1867 года и четыре 9-фунтовые нарезные пушки образца 1867 год. На 1880 год вновь изменили вооружение-четырё 6-дюймовые пушки, четыре 9-фунтовых пушки образца 1877 года и одна 4-фунтовая нарезная пушка.

-3

Неудачи в Крымской войне не только не охладили амбиций Российской империи, но и заставили командование действовать гораздо более умело, зло и расчетливо. Жажда реванша была, но действия были четко просчитанными, оставляя инициативу за Петербургом. Например, Россия на постоянной основе закрепилась в Средиземном море. Более уязвимого места у Британской империи не было. В 1858 году только что построенный «Баян» (командир капитан 2-го ранга П. И. Истомин) вместе с «Ретвизаном», «Громобоем», «Рюриком», и «Медведем» составили эскадру Средиземного моря контр-адмирала К. И. Истомина. Базой для русских стационеров должны были стать Афины.

Но вмешалось высшее начальство и 17 ноября 1858 года великий князь и Генерал-адмирал Константин Николаевич в Генуе включил «Баян» в свою эскадру ( «Ретвизан», «Полкан», «Громобой», «Рюрик»). Эскадра великого князя крейсировала в западном Средиземноморье, посетив Тулон, Виллафранк, и Палермо. Команда корвета вместе с великим князем и другими представителями Романовых участвовали в церемонии закладки первой русской церкви в Ницце.

В Палермо экипажи «Ретвизана» и «Баяна» отличились 29 декабря 1858 (10 января 1859) года спасением ряда иностранных судов во время сильной бури. Экипаж корвета «Баян» спас терпящих бедствие моряков трех купеческих фелюг, оказал помощь неаполитанскому корвету «Valereuse».

Заслуги русских моряков были настолько велики, что император приказал «наградить за эти заслуги: лейтенантов Фесуна, Энквиста, Гадда и Неваховича, мичманов Шихманова 2-го и Шихманова 3-го, гардемаринов Лукьянова, Иванова, Боймана и Воронова золотыми медалями; 13 нижних чинов серебряными медалями и сверх того: боцмана Воронова, означенных 13 нижних чинов команды „Ретвизан“ и 40 человек нижних чинов команды корвета „Баян“ деньгами по 2 рубля на человека».

Командир «Баяна» Па́вел Ива́нович Исто́мин за помощь, оказанную в Палермо неаполитанским и голландским судам был награждён нидерландским орденом Вильгельма 3 степени и орденом Св. Владимира 4 степени с бантом, а также неаполитанским военным орденом Св. Георгия.

В 1858 году на корвете «Баян» по приглашению Морского министерства отправился в экспедицию поэт Аполло́н Майков. Во время долгого путешествия вдоль итальянских и греческих берегов и стоянок в портах были написаны стихи из цикла «Неаполитанский альбом (Мисс Мэри)» и «Новогреческие песни».

При эскадре корвет выполнял, в основном, посыльные функции, между Грецией, Италией и Турцией. 5 июля 1859 года «Баян» получил предписание вернуться в Кронштадт.

По пути, 8 августа, во время стоянки на рейде английского Сандауна, корвет посетили Великий князь Константин Николаевич и граф Е. В. Путятин. Командиру не повезло, Великий князь нашел корабль ужасно грязным. 11 августа Великий князь наказал экипаж парусным учение до Портсмута. В Кронштадт «Баян» прибыл в ночь на 31 августа.

В 1864 году «Баян» как учебное судно ходил с воспитанниками Морского кадетского корпуса Ф. Д. Изыльметьева в Балтийском море.

В 1875 году корвет был отправлен на Дальний Восток. 25 декабря 1876 года под флагом начальника Отряда судов Тихого океана контр-адмирала Пузино он прибыл в Гонконг.

Диспозиция на случай войны с Англией предусматривала переход тихоокеанской эскадры в Ванкувер и обстрел города, затем уничтожение торговых и военных кораблей англичан («нанести возможный вред неприятельским учреждениям и уничтожить встреченные там военные и купеческие суда») от Ванкувера до Австралии.

Во время очередного обострения отношений с британцами, корвет вместе с с клиперами «Абрек» и «Всадник» 20 мая 1876 года, покинув Гонолулу, посетил Сан-Франциско в рамках «Второй американской экспедиции».

К 25 декабря 1876 года на рейде Сан-Франциско была сосредоточена эскадра из корвета «Баян», клиперов «Всадник» и «Абрек», шхун «Восток», «Тунгус» и «Ермак», к которым позднее присоединились канонерка «Горностай» и транспорт «Японец».

30 апреля 1877 года, после ослабления напряженности в русско-британских отношениях, русские эскадры получили указания покинуть американские порты и вернуться к обычному несению службы.

1 июля «Баян» уже вернулся во Владивосток, где стал флагманом Тихоокеанского отряда контр-адмирала О. Р. Штакельберга.

В 1879 году закончилась тихоокеанская вахта корвета, он вернулся на Балтику, завершив кругосветное плавание. В апреле 1884 года корабль принял участие в больших маневрах в Финском заливе, по окончании которых во время Высочайшего смотра был удостоен посещения императорским семейством.

В 1887 году корвет вывозил кадет на учебное плавание по Балтийскому морю. С 1 февраля 1892 года корабль был переклассифицирован в учебное судно.

16 августа 1893 года «Баян» был сдан Кронштадтскому порту, 10 января 1899 года он был исключён из списков флота и переведён в блокшив № 4. В 1901-1902 годах продан на слом.

В долгих путешествиях, в том числе кругосветном, экипаж в пути потерял 11 моряков от разных несчастных случаев и болезней:

26 января 1859 года в Палермо во время салюта оторвало руку и выбросило за борт неизвестного матроса, который через 2 часа умер.
24 февраля 1859 года в Палермо при спуске брам-реи упал с крюйс-салинга на палубу и через 15 минут скончался матрос Александр Зятьков .
11 августа 1859 года в Портсмуте неизвестный матрос упал в воду с марса-реи и утонул.
20 апреля 1875 года в Рагузе (Дубровник) квартирмейстер упал с мачты и разбился.
20 апреля 1875 года на траверзе Гравозы (маяк Pettini) унтер-офицер Самойлов упал с мачты и разбился.
2 августа 1875 года в Нагасаки матрос скончался от огнестрельной раны полученной по неосторожности от матроса-вестового.
29 марта 1876 года в Нагасаки матрос умер от воспаления лёгких.
В 1876 году близ Гонконга утонул матрос.
В июле 1883 года в Копенгагене от тифа умер матрос Китов.
29 марта 1884 года в Пирее умер матрос Викшин Михаил Григорьевич
14 мая 1884 года в Неаполе в госпитале умер от желтухи лейтенант Василий Харитонов (похоронен на кладбище города).

.

Адмиралами стали командиры корвета Павел Иванович Истомин (представитель именитой морской династии), Григорий Николаевич Забудский, Константин Павлович Кузьмич и его офицеры Аксель Иванович Бойе, О́скар Адо́льфович Энквист, Фёдор Ка́рлович Авела́н, Дмитрий Дмитриевич Всеволожский, Николай Дмитриевич Дабич, Максимилиа́н (Михаи́л) Фёдорович фон Шульц, не считая генералов по Адмиралтейству и Корпуса гидрографов.

От корвета осталась копия носовой фигуры, которая хранится в Санкт-Петербургском Военно-Морском музее. Имя «Баян» наследовал броненосный крейсер 1-й Тихоокеанской эскадры, а после его гибели и завершения войны построенный по тому же проекту одноименный броненосный крейсер.

систематизированный каталог статей канала-по ссылкам:

Флоты мира 1860-1945. Справочник.

Флот 21-го века.

Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам