Публикация американского СМИ 64 года назад родила революцию в системе образования США. Эта история должна быть рассказана гораздо шире и подробнее. Но я постараюсь кратко, в двух словах, описать в чем тут дело.
- «Алексей опережает Стивена в развитии почти на 2 года» – огласил результат эксперимента журнал «Life».
Сравнить русского и американца
Да – это и собирался сделать главный редактор «Лайф». Дело в том, что в далеком 1958 году СССР и США были близки к пику своего противостояния, выражавшегося соревновательностью абсолютно во всех сферах (сам этот пик, как мы знаем, пришелся на 1962 год).
Так вот… До этого события в глобальном соревновании гегемона капитализма с гегемоном социализма не был задействован еще один аспект – эффективность системы образования. И периодическое издание Америки решило устранить этот недочет, предложив нашей стране ответить на их вызов. Выдвинуть учащегося для эксперимента.
- Сам «Дядя Сэм» в качестве «бойца» взял Стивена Лапекасу, школьника из самого обычного учебного заведения Чикаго. У нас выбор пал на Лешу Куцкого – достойного по всем дисциплинам ученика школы №49 Москвы.
Любопытно, что образовательное учреждение Стивена располагалось в откровенно «бандитском» районе Чикаго, в то время как родная СОШ Алексея – в старинном элитном секторе Златоглавой.
- В этой связи напрашивается вопрос. «Лайф» демонстративно выбрал участника из неблагополучного района, дабы доказать, что даже он нашего «ботаника» одолеет? Или издание руководствовалось при выборе чем-то еще? Сейчас на эти вопросы не ответить…
Процесс в действии
Стивен на всех фото улыбался, давая понять, что никого волнения не испытывает. Он не знал сути эксперимента, но был рад вниманию.
А что Леша? «Я до сих пор не знаю, почему выбор пал именно на меня» – рассказывал он репортерам наших газет. Он был хмур… Фотокоры американского журнала сняли его как-то с невыгодного ракурса, и он на фото был, как «страшила».
Американцам давно было интересно как живут и учатся советские подростки. Поэтому эксперимент исключал доведение до участников самой цели эксперимента, т.е. их сравнения. Каждый должен был жить привычно. Просто под носом у журналистов. Месяц.
Снимали и окружение (сами классы) в обеих школах. Вот в помещении, где отвечает Стивен, замечена однокашница, листающая гламурный таблоид. А вот советский кабинет, где все идеально дисциплинированны, а за спиной педагога доска с кучей реле и датчиков.
- СССР: лабораторные работы в классе химии, исписанная доска на уроке английского языка, занятия в конькобежной секции ЦСК и игра на пианино в музыкальной школе.
- США: провал в попытке решить «среднюю» задачку по геометрии, препарирование морской свинки, плавание при помощи непотопляемой доски (у нас она применяется лишь для детишек 3-6 лет)…
- Зато Стивен больше улыбается – лицо так и сияет белозубой улыбкой
- Алексей просто скучен
- Печатать на машинке у задорного Стивена не получается – в момент улыбка исчезает… Зато после уроков обязательный рок-н-ролл с красивой партнершей по танцам!
Были и другие тесты и конкурсы, но про это можно писать книгу. Мы же перейдем к смыслу повествования.
Итоги соревнования
«Алексей опережает Стивена в развитии почти на два года» – так огласили итоги соревнования журналисты «Лайф».
Наши специалисты по результатам эксперимента сделали честный вывод:
- Алексей на тот момент был хорошо замотивирован на учебе, чтобы потом поступить в нужный ему ВУЗ;
- Поскольку в США высшее образование стоило больших денег, то будущее Стивена казалось ему неопределенным. Из-за этого он проще относился к получению знаний.
В США же к результатам эксперимента отнеслись гораздо серьезнее. После публикации соревнования система образования в Штатах была сильно переработана.