Они мечтали о о любви и деньгах, но все пошло прахом — драма о двух эпохах на Premier
2008-й. Двоюродные сестры Лена и Наташа (Надежда Калеганова и Маруся Фомина) дружат с детства, а теперь и живут вместе. Лена — москвичка, а Наташу родители Лены взяли к себе пожить, раз уж девчонки учатся в одном универе. В познавшей сытость столице на пике моды ночные клубы, которые так и манят студенток. Но пускают их туда через раз — всюду фейс-контроль. Чаще не везет Лене — как-то не модно выглядит эта наивная пай-девочка. Провинциалка Наташа смотрится выигрышнее, и в целом она лучше умеет устраиваться в жизни.
Учеба все меньше занимает Лену и Наташу — им хочется знакомиться с парнями и не трястись над каждой копейкой. Как их однокурсница Даша — она настолько красива, что за ней ухаживает богатый мальчик, делает ей дорогие подарки. Вся в маму — тоже очень красивую, но, увы, тускнеющую содержанку со стажем.
Линия нулевых на равных перемежается с событиями наших дней. Лена приезжает на похороны отца, попавшего в жуткое ДТП. Между ней и Наташей уже давно пробежала черная кошка. Вероятно, когда Наташа вышла замуж за Лениного отца. Лена неуспешна, в Америке живет с подругой в вагончике. Наташа, напротив, стала жесткой бизнесвумен.
Сюжет вновь перебрасывает нас в 2008-й. Мы видим, как девушки взрослеют, неминуемо подходя к краю пропасти — каждая к своей. Находчивая Наташа устраивается в клуб торговать наркотиками. Еще не познавшей мужской ласки скромняше Лене нравится друг отца Красовский (Сергей Чонишвили) — респектабельный вузовский педагог, также имеющий выгодные дела в министерстве. Долго ли коротко ли, они оказываются в одной постели — с печальными последствиями. Красотку Дашу на почве ревности насилует любовник, а циничная мать уговаривает ее его простить — жить ведь на что-то надо.
И вновь наши дни. Оказывается, у Лены в прошлом — алкогольная и наркотическая зависимости, а в настоящем — биполярное расстройство, когда периоды маниакального возбуждения сменяются депрессивными промежутками. Она подозревает, что Наташа подстроила убийство ее отца и вскоре находит одно доказательство за другим. Лена решает вывести сестру на чистую воду — во-первых, отец был той еще сволочью (конечно, эту роль сыграл стоический Дмитрий Куличков, отвечающий в нашем кино за образы нехороших мужчин), но ведь все же отец. К тому же Лене от наследства достались крохи — Наташа все для этого сделала. Тем временем Лена находит в отцовской квартире пачки долларов в коробке, на которой написано ее имя. Наташе начинают угрожать кредиторы отца. Даша дружит и с той, и с другой, а на самом деле — против всех.
Рекламные материалы сериала «С нуля» (Premier) обещают окунуть в ностальгию по чарующим нулевым, когда вся модная Москва беззаботно отрывалась на ночных тусах. По факту с этим напряженка: то ли слишком мало лет прошло с той поры, чтобы по ней ностальгировать. То ли щемяще-ностальгический эффект достижим только теми, кто сам тогда уговаривал Пашу Фейсконтроль пропустить в клуб и тусил под таблеточку-другую экстази (вряд ли таких много среди потенциальных зрителей). Режет глаз назойливая дидактичность сюжета: «вот три подружки и смотрите, как по-разному они проживают жизнь» — это заставляет сравнивать «С нуля» с простейшими семейными сагами эфирных телеканалов.
Окончательно поставить крест на сериале мешает его не последовательная, но параллельная хронологическая структура: наблюдать томления и робкие надежды героинь, еще не успевших наделать друг другу подлянок, и, в отличие от них, зная, сколько дров наломает каждая, интереснее, чем смотреть обычную линейную историю. К тому же чисто технически эти параллельные линии красиво переплетены: на их стыке камера каждый раз ловит фокус на какой-то детали пространства одного временного отрезка, и вдруг оказывается, что это уже другой хронологический поток. От занудства, ощущения драмы-драмы сериал спасает смешная визуализация диалогов: когда один герой рассказывает другому о каком-то событии, он вдруг оказывается внутри этого события и продолжает рассказывать прямо оттуда.
Любопытно изображена маниакальная стадия биполярного расстройства Лены: утром она видит себя в зеркале красивой и счастливой, пьет капучино с прекрасной пенкой и сердечком на ней, готовит отличный омлет с горой овощей, в то время как на самом деле выглядит не очень, кофе в кружке мерзкий растворимый, а вместо чудесного омлета — кое-как пожаренное яйцо. Все это не то что бы ново, но все же эффектно. Почти как в экспериментальном театре — что неудивительно, если учесть, что режиссер Василий Бархатов изначально получил известность как постановщик опер в важных театрах страны.
Забавны сцены с участием Сергея Чонишвили: все время борешься с наваждением, что актер бросит прикидываться каким-то Красовским и почитает, наконец, нового Пелевина (кто не знает, обладатель уникального баритона Чонишвили — популярнейший чтец аудиокниг).
Тем не менее на портрет эпохи — ни той, ни нынешней (очень уж последняя изменилась с момента, когда писался сценарий), «С нуля» не тянет никак. Всяческие находки типа вышеописанных монтажных ходов не помогают сериалу стать художественным высказыванием — это просто отдельные акробатические элементы.
Теоретически возможно, что по-настоящему выстрелит биполярное расстройство Лены, и режиссер начнет играть не только временем, а еще и реальностями, но что-то подсказывает, что этого не случится. «А, так вот почему Наташа стала такой сукой, а Лена снаркоманилась!» — это все, что у меня получилось вынести из первых трех серий. И зевнуть.
«С нуля»
Драма, 8 серий.
Режиссер: Василий Бархатов.
В ролях: Надежда Калеганова, Мария Фомина, Марина Кондратьева, Павел Табаков, Виктория Клинкова, Алексей Агранович, Максим Виторган, Алексей Розин, Евгения Яр, Дмитрий Мазуров, Тимур Базинский, Татьяна Яхина, Екатерина Волкова, Сергей Чонишвили, Иван Фоминов и др.
Где смотреть: Premier.