В давние времена люди селились вдоль рек. И именно на низких берегах. Так получилось, что у реки, с которой начинается эта история, низкие берега были расположены преимущественно по правую сторону, если плыть по течению. Вода нужна для того, чтобы пить, мыться, поливать посаженные растения. А с высокого обрывистого берега воду добывать куда сложнее. К тому же после половодий на земле низкого берега оставался ил, который удобрял эту землю. Ещё реки являлись дорогами, по которым можно было добраться в другое место и доставлять различные грузы.
Однако жизнь по обе стороны реки сильно отличалась, жители правого и левого берегов выполняли разные функции. Языки правого и левого берегов тоже были разными, но происхождение они имеют общее. Но даже в одном языке названия того, что мы сейчас называем одним словом, для правой и левой сторон были разными, ведь в определённом смысле две эти стороны есть две противоположности.
Итак, правый берег реки есть её низкий берег, а левый берег реки есть её высокий берег. Жителями обоих берегов были одинаковые с точки зрения биологии люди, хоть современная наука и считает их и их потомков разными народами.
По правую сторону реки располагалось село, в котором жили славяне, а по левую сторону реки находилась деревня. Позже, с увеличением численности населения, деревни стали перерастать в города. И сейчас про город иногда говорят так: город – это большая деревня. Деревня, но не село! Жителей деревень можно назвать по-разному, в зависимости от того, как читать основу «анкерыманна», от которой произошли многие из этих названий, – германцы, украинцы, борисфенцы, правденцы, угры, венгры или татары.
Рекой называлась вода только со стороны правого берега. Вода со стороны левого берега называлась морем. Именно таковы исходные значения слов «река» и «море». Эти слова являются словами одного извода, а ещё с ними в одном изводе находятся слова «рука», «рукав», «ручей», «рыба», «ринуться», «регата», «рейд» и «берег».
Про человека, который перешёл с низкого берега на высокий берег, говорили, что он ушёл за море. Пойти дальше и перейти так три реки – значит, уйти за три моря.
Берегом же называли берег только с левой стороны. Берег – крутой спуск к воде (или подъём от воды), о самый низ которого бьются волны. Относительно всего того, что находилось после подъёма на берег, говорили, что оно находится на берегу. Слову «берег» родственны слова «беречь», «оберегать», «обречённый», «овраг», «буерак», «бугор», «гора», «бриз», «бриг», а также нерусское слово «берг» в значении «гора». Правый берег берегом не назывался, он назывался полем. Берег и поле обычно называли так: высокий берег и пологое поле. Слова «пологое» и «поле» – одного извода.
Высокий берег считался стороной тёмной, а пологое поле – стороной светлой. Так было потому, что с высокого берега противоположный берег хорошо проглядывался, а с низкого берега не разглядишь, что там творится наверху, на высоком берегу. По-другому можно сказать, что высокий берег – сторона ночная или женская, а пологое поле – сторона дневная или мужская.
Исходно любой противоположный берег реки называли островом. Позднее островом стали называть только противоположный высокий берег. А как называли тот остров, который является островом в нынешнем понимании? Такой остров тоже называли островом, но обязательно добавляя к нему уточняющее прилагательное – например, отдельный остров или замкнутый остров. Со словом «остров» в одном изводе стоят слова «сторона», «страна», «простор», «зло», «изолятор», названия народов ижора, угры, а также топонимы Углич, Англия, Венгрия, Украина, Иж, Ижевск, Израиль, Ирландия, Исландия, Зеландия и само слово «ланд» («land»). Отсюда выражение «сходить на сторону» в значении «изменить».
На острове, то есть на высоком берегу, стоял острог (крепость). Дело в том, что одной из главных функций высокого берега была военная функция: в случае нападения врага на правый берег с левого берега выдвигалось войско на защиту. С острога хорошо просматривался противоположный низкий берег, а удобное расположение крепости позволяло не подпустить к себе вражеские суда. Взамен правый берег снабжал берег левый пищей и разными вещами.
Позже остроги стали использоваться в качестве тюрем, куда отправляли людей за провинности и преступления. Ещё позже тюрьмы стали монастырями. Именно монахами в таких монастырях придуманы все летописи, которые современная наука считает историческими.
Также на левом берегу находилось кладбище, которое по-другому называлось горкой, островком или шамбалой. Слово «шамбала» – во множественном числе, и означает оно «знаки». Один знак – шамбоул. Дело в том, что кладбище есть собрание символов родов, то есть знаков. Слову «шамбала» родственны слова «штабель», «штемпель», «штамп», «эстамп», «постамент», «мемориал», «останки», «Останкино» и «Стамбул». От слова «шамбоул» происходит латинское слово «символ». Пристань со стороны села, с которой увозили тела усопших, называлась шаболовкой.
Берег, на котором находилась шамбала, омывали воды моря, а слово «море» – одного извода со словами «мор», «смерть», «умирать», «умереть», «мрак» и «Марк». И марк – одно из названий левого берега.
А на правом берегу зарождалась цивилизация. Слова «человек», «славянин», «село» и «цивилизация» являются словами одного извода.
На правом берегу стояла церковь. Церковь в то время выполняла функции современного загса, а именно занималась бытовыми и учётными вопросами. Конечно, и обряды в церкви были. Слово «церковь» происходит от слова «воскурец», читанного в обратную сторону. Воскурец – это огонь, на котором воскуряли жиры или смолы. Слову «церковь» родственны слова «воскресенье», «курить», «курица» и «кухня».
Позднее объединением из сёл стал заправлять царь. Слово «царь» есть сокращение слова «сударь». Объединение такое называлось сударством или царством. Для названий правителя и объединения из городов на левом берегу к этим словам добавлялась приставка «кон»: «консударь» и «консударство». В более привычном и понятном нам виде это «государь» и«государство».
Продолжение статьи читайте в Телеграм-канале.