Прошёл год после аварии на шахте «Листвяжная», в которой погибли 46 шахтёров и пятеро спасателей. Как продвигается расследование уголовного дела - в материале kuzbass.aif.ru.
Выплаты и путёвки
«Выплачены единовременные пособия из резервных фондов правительства РФ и правительства Кемеровской области членам семей 51 погибшего, 39 гражданам, получившим вред здоровью лёгкой степени, шести гражданам, получившим вред здоровью средней степени тяжести», - сообщили в пресс-службе областного правительства.
Также адресная финансовая помощь оказывалась из бюджетов правительства Кузбасса и муниципалитетов, ВГСЧ и «СДС-Угля», фондов соцстраха и Пенсионного, Красного Креста. Суммарно выплачено более 1 млрд руб. За минувший год члены семей погибших, пострадавшие и их близкие (264 человека) отдохнули в санатории областной клинической больницы.
В конце августа в Грамотеино открылся мемориальный комплекс «Покорителям земных недр и спасателям». Рядом со скульптурами шахтёра и горноспасателя стоит гранитная плита с именами погибших. 24 ноября, накануне одовщины трагедии, начались траурные мероприятия, в ходе которых губернатор Кузбасса Серегей Цивилев, предствавители различных организаций и жители города Белово возложили цветы к мемориалу.
«Технические» выводы
Вскоре после аварии состоялись аресты. Впервые в истории угольной промышленности под стражу взяли собственника компании - президента холдинга СДС Михаила Федяева. Спустя семь месяцев его выпустили из СИЗО под подписку о невыезде. Кроме собственника по делу об аварии обвиняются ещё восемь человек - руководящие работники предприятия и инспекторы Ростехнадзора.
«Я не раз высказывался за то, чтобы собственников привлекали к ответственности за аварии. Однако, по мнению моих знакомых, бывших руководителей шахт, за нарушения ответственны в первую очередь директора, у них в контрактах это прописано. Собственники всегда давят, им важна прибыль. Но и у директора есть право выбора: либо отказаться работать с нарушениями и уйти, либо выполнять требования хозяина, добывать уголь любым способом и привести предприятие к трагедии», - рассказывает почётный шахтёр России Фёдор Макеев.
По его мнению, пресловутый человеческий фактор действует на всех уровнях - от рядовых работников до руководителей. «Каждый должен думать: или нарушать правила ценою жизни и свободы (если случится авария), или добиваться выполнения их, возможно, ценою потери работы», считает он.
В следственном комитете новые подробности в деле и сроки его завершения не назвали, сославшись на статью о «недопустимости разглашения данных предварительного расследования». Известно, что техническое расследование причин аварии завершено и выводы комиссии переданы в СК - об этом в сентябре сообщили в Ростехнадзоре.
Согласно этому заключению, техническими причинами стали загазирование лавы из-за отсутствия необходимого количества воздуха; работа электрооборудования во взрывоопасной атмосфере; аппаратное и программное вмешательство в работу газоаналитической системы. Есть и организационные причины: искажались результаты контроля аэрологической безопасности, игнорировались данные индивидуальных газоанализаторов, горняки трудились в загазированных выработках.
Готова к работе
Как сообщили в управлении Генпрокуратуры РФ по СФО, горные выработки и инфраструктура шахты восстановлены. Исправлены вентиляционные сооружения, системы аэрогазового контроля, оповещения и противопожарной системы, позиционирования, пылевзрывозащиты и др. Закуплено почти 1,9 тыс. самоспасателей на 32,9 млн руб.
Как ранее отмечал председатель Росуглепрофа Иван Мохначук, недостаточное количество учебных приборов и отсутствие навыков пользования ими привели к гибели некоторых горняков. «Если бы они умели и быстро включили самоспасатели, больше половины можно было спасти», - утверждал он.
В «СДС-Угле» уточнили, что возобновление работ планируется на новом участке, в южном крыле, там ранее не велась добыча. Сейчас согласовывается документация с профильными ведомствами. В старых забоях уголь добывать не собираются. Извлечены ли уроки из этой трагедии? Как отметил глава Ростехнадзора Александр Трембицкий, в 2022 г. в России начало снижаться количество аварий и смертельного травматизма в угольной отрасли.
«Уроки из таких трагедий извлекаются, но действуют лишь в первые годы, когда и сами работники становятся более внимательными, и контролирующие органы более тщательны. А спустя 10-15 лет проходит ротация кадров, приходят новые люди, которые не знают чувства страха, и нарушения снова начинаются», - считает Фёдор Макеев.