Инновации можно назвать критерием прогресса, цивилизованности и здравомыслия. Крупные инвестиции, государственные и частные, в инновационные технологии — логичное и привычное явление, особенно, когда направлены на решение энергетических проблем. Например, Европа сегодня вливает в «зеленые технологии», по оценкам Международного энергетического агентства (МЭА), примерно $1,2 млрд за счет госфинансирования, и $2,7 трлн с помощью частных компаний.
Между тем, как мы помним, одним из способов разобраться в том, кто и что внедряет в сфере инноваций (во всем мире), является подсчет количества выдаваемых патентов. Если рассмотреть последний отчет патентного ведомства Европы и того же МЭА, то в ЕС оказывается наибольший процент от общего числа зарегистрированных международных патентных семейств в сфере низкоуглеродной энергетики — 28%. Данные отчета «Патенты и энергетический переход: глобальные тенденции в области инноваций технологий чистой энергии» показывают, что за Европой с небольшим отставанием следуют Япония (25%) и США (20%). Комментаторы отмечают, что за последнее десятилетие увеличилось количество патентов из Южной Кореи (10%) и Китая (8%).
Кто спонсирует больше всего инноваций, какие существуют скрытые баталии между участниками рынка и почему интеллектуальной собственностью стоит делиться? Попробуем рассмотреть эти вопросы.
С 2017 года основной рост числа патентов, связанных с низкоуглеродной энергетикой, приходится на аккумуляторы, водород, «умные» энергосети и технологии улавливания и хранения углерода. В 2011 году глобальный рост числа международных патентных семейств, связанных с электромобилями, обогнал рост числа международных патентных семейств (МПС), связанных с другими технологиями низкоуглеродной энергетики для автомобильного транспорта. И этот разрыв продолжает увеличиваться. Интересно, что международные патентные семейства, относящиеся к ветровой, солнечной, гидро- и геотермальной энергетике, снижаются с 2012 года.
Чтобы оценить достигнутый на сегодняшний день прогресс, ЕПВ и МЭА изучили глобальные патентные базы данных для выявления тенденций в инновациях, подсчитывая случаи, когда патенты были поданы в несколько ведомств, известных как МПС. «Эта патентная информация дает ранние указания на технологические разработки, которые неизбежно приведут к трансформации экономики, и, таким образом, может показать, как инновации стимулируют энергетический переход», — говорится в отчете.
Согласно отчету, существуют некоторые различия по странам. Как упоминалось, Европа в лидерах, а в Японии, следующей за ней, главными областями лидерства в секторе низкоуглеродной энергетики являются батареи и водород. Обе области явно выигрывают от роста числа электромобилей и альтернатив ископаемому топливу. Это важно для дальнейшего хода повествования – тем более к Японии мы еще вернемся за деталями поведения участников рынка.
Также в отчете упоминается о том, что с 2014 по 2016 год наблюдалось замедление роста числа IPF на «зеленую» энергию. С другой стороны отмечается, что количество патентов уменьшалось в одних секторах, но росло в других – аккумуляторы и водород росли, а ветряные, солнечные и водяные источники энергии падали.
В связи с этим исследователи обращают внимание на некоторые особенности поведения участников энергетического рынка, так или иначе задействованных в финансировании инновационных технологий. Например, в исследовании «Переход к устойчивому развитию в производстве: роль интеллектуальной собственности» отмечается, что на рынке существует два вида компаний: старые участники и стартапы. Как в любом рыночном образовании, старые игроки опираются на свои «лавры» — репутацию и долгосрочные инвестиции в какую-то сферу. Молодые же участники рвутся в бой и стремятся нарушить «устоявшиеся, доминирующие режимы производства».
При этом МПС нередко рассматриваются как средство, которое компании используют для собственной выгоды. Например, строят патентные ограждения, подписывают перекрестные лицензионные соглашения, чтобы усложнить барьеры входа для новых участников. Авторы исследования отмечают, что по сути «патентная система в большей степени поддерживает ресурсоемкие компании, чем малые и средние предприятия».
Действительно, некоторые исследования в области торговли патентами подтверждают это наблюдение, предполагая, что крупные фирмы покупают более ценные патенты, учитывая их более сильные финансовые ресурсы и переговорные возможности, хотя большая часть торговли патентами происходит среди малых и средних предприятий. Тем не менее, авторы настаивают, что новые участники являются необходимым компонентом для стимулирования крупных действующих корпораций к улучшению их устойчивого воздействия на окружающую среду в будущем.
Как предотвратить эту «межклановую» борьбу? Прежде всего, стоит напомнить, что когда дело касается устойчивых технологий (под этим термином будем понимать и возобновляемые источники энергии, и низкоуглеродную энергетику, и всю «зеленую энергию»), то передача интеллектуальной собственности между игроками, равно как и между отраслями и странами, имеет решающее значение. Передача технологии требует обмена формально защищенной ИС, такой как патенты (или международные патентные семейства), а также неформальной ИС, такой как неохраняемые технологические ноу-хау. МПС является важным инструментом передачи технологии в целом, который может косвенно превратить нематериальные активы в продаваемые товары. Однако лицензирования патентов недостаточно, оно должно сопровождаться обменом знаниями о том, как использовать технологию.
Примеров подобного обмена знаниями на сегодняшний день уже немало. Так, стоит вспомнить компанию Tesla, которая дала доступ к своим разработкам и патентам (пусть и частично), что побудило других производителей увеличить объем НИОКР в области электромобилей. Даже если это был просто символический жест, он привлек большое внимание и подтолкнул автомобильную промышленность. Об этом мы более подробно писали здесь.
Еще один крупный пример — технология бутылок из растительных волокон, разработанная в 2009 году компанией Coca-Cola. Патент был лицензирован отдельным неконкурентам (в частности, в автомобильной промышленности), что привело к существенному продвижению этой технологии, прежде чем десять лет спустя доступ к ней получили конкуренты по сектору (другие производители газированных напитков).
Подобные примеры говорят о том, что существующие системы международных патентных семейств могут быть скорректированы для лучшего стимулирования лицензирования устойчивых технологий конкурентам на более ранних этапах. Авторы исследования прямо призывают к внедрению бизнес-стандартов, наподобие тех, что существуют в технологиях безопасности, которые требуют от фирм лицензировать технологии, приносящие пользу всем заинтересованным лицам, включая конкурентов, для скорейшего перехода к устойчивому развитию всего сектора.
Например, усовершенствования в области безопасности автомобилей, такие как подушки безопасности, должны распространяться как внутри отрасли, так и по всему миру, чтобы никто не был лишен преимуществ и можно было спасти больше жизней. Следовательно, обязательство лицензировать изобретения, связанные с устойчивым развитием, аналогично стандартным патентам в телекоммуникациях на разумной основе, может увеличить скорость перехода к устойчивому развитию в производстве.
Опять же, примеры таких образований, уже существуют (и здесь мы постепенно возвращаемся к японцам). Один из них — это онлайн-платформа WIPO GREEN Всемирной организации интеллектуальной собственности (WIPO) на базе ООН. Она поддерживает глобальные усилия по решению проблемы изменения климата путем установления связей между поставщиками и потенциальными потребителями экологически чистых технологий. Через свою базу данных, сеть и ускоренные проекты она объединяет ключевых участников для стимулирования инноваций.
В настоящий момент сеть WIPO GREEN насчитывает более 3,5 тыс. технологических разработок, запросов на них и экспертов, а также более сотни партнеров: от небольших стартапов до гигантов, входящих в список Fortune-500. В сеть также входят 1,4 тыс пользователей по всему миру; на сегодняшний день налажено более 640 контактов, потенциально ведущих в сотрудничеству. WIPO GREEN курирует ряд так называемых проектов-катализаторов для тех или иных географических регионов или технических областей.
Одним из участников WIPO GREEN является Япония, и на этой стране остановимся чуть подробнее, приведя ее в качестве примера активности компаний в области обмена инновациями и интеллектуальной собственностью.
Компания Canon присоединилась к платформе WIPO GREEN в конце 2019 года и зарегистрировала в ее базе данных 28 технологий, связанных с биопластиками и переработанными пластмассами. В будущем Canon, следуя своей корпоративной философии «Kyosei» и экологической концепции «Action for Green», планирует расширить число зарегистрированных технологий.
Тогда же к платформе присоединилась еще одна японская компания — Hitachi. Она предлагает концепцию «ИС для общества», которая призвана объявить некоторые виды интеллектуальной собственности, имеющие ярко выраженный публичный характер, открытыми для всех участников рынка.
Еще один из ярких представителей той самой плеяды старых корпораций, упоминавшихся в исследовании выше, Konica Minolta, зарегистрировала в WIPO GREEN патенты на пленочные зеркала для производства концентрированной солнечной энергии (CSP) и сенсибилизированные красителем солнечные элементы, которые могут генерировать энергию даже при низкой освещенности. Компания также прикладывает усилия для разработки моделей использования ИС в новой эпохе, прилагаемых к вопросам развития устойчивой экономики.
Подводя промежуточный итог, можно отметить выводы авторов исследования о том, что межотраслевые инновации плодотворны во многих секторах. Но для этого межотраслевого обмена существует множество барьеров и довольно высокие транзакционные издержки (например, язык и практика, характерные для одного конкретного сектора). Вопрос об их устранении является сегодня основной задачей для сферы межотраслевого сотрудничества и кооперации между странами в области передачи объектов интеллектуальной собственности.
Среди прочего авторы исследования советуют обратить внимание на эксперименты в сфере экономики совместного пользования. Этот опыт может подсказать пути обмена нематериальными активами, способствовать выработке разумной политики и рекомендаций для менеджеров, а также созданию необходимой инфраструктуры.
P.S. Кстати, возвращаясь к отчету «Патенты и энергетический переход: глобальные тенденции в области инноваций технологий чистой энергии», стоит напоследок упомянуть, что в нем отмечается явный рост МПС, связанных с батареями, транспортными средствами или инфраструктурами зарядок. Если также вспомнить эксперимент (пусть и показной) Tesla с отказом от патентов, то напрашивается также и вывод о передовой роли электромобиля в грядущем энергетическом переходе (или революции?).
Вы также можете:
Зарегистрировать товарный знак
Внести программу в Реестр отечественного ПО
Оформить патент на изобретение и полезную модель
Оформить патент на промышленный образец (дизайн)
Получите скидку 1000 рублей на первую заявку по промокоду ZENW1