29.06.2021 вступил в силу Федеральный закон от 30.12.2020 № 518-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», положениями которого предусмотрено проведение органами местного самоуправления (далее также - муниципалитет) мероприятий по выявлению правообладателей объектов недвижимости, которые считаются ранее учтенными объектами недвижимости или сведения о которых могут быть внесены в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН).
Под ранее учтенными объектами недвижимости считаются в том числе те, права на которые возникли до вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и которые признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации.
Органы местного самоуправления самостоятельно анализируют сведения о таких объектах в своих архивах, запрашивают информацию в налоговых органах, ПФР России, органах внутренних дел, органах записи актов гражданского состояния, у нотариусов и т.д. В случае выявления собственников ранее учтенных объектов муниципалитеты информируют их об этом заказным письмом и самостоятельно направляют в Росреестр заявления о внесении в ЕГРН соответствующих сведений.
«Также закон предполагает возможность снятия с кадастрового учета прекративших существование зданий и сооружений. Это осуществляется органами местного самоуправления на основании подготовленного акта осмотра такого объекта, без привлечения кадастрового инженера», - пояснил Александр Тихомиров член Общественного совета при псковском Росреестре.
При этом правообладатель ранее учтенного объекта по желанию может сам обратиться в Росреестр с заявлением о государственной регистрации ранее возникшего права. В этом случае ему нужно прийти в любой ближайший МФЦ с паспортом и правоустанавливающим документом, а также написать соответствующее заявление. Госпошлина за государственную регистрацию права гражданина, возникшего до 31.01.1998 права на объект недвижимости, не взимается.
Кроме того, органы местного самоуправления наделены полномочиями по представлению в Росреестр заявлений от имени граждан о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации ранее возникших прав. В данном случае необходимо обратиться в муниципалитет с соответствующим заявлением.
«Наличие сведений в ЕГРН о зарегистрированных правах обеспечит гражданам защиту их прав и имущественных интересов, убережет от мошеннических действий с их имуществом, позволит внести в ЕГРН контактные данные правообладателей (адресов электронной почты, почтового адреса)», - комментирует Елена Шефова заместитель руководителя Управления.
Это позволит органу регистрации прав оперативно направить в адрес собственника различные уведомления, а также обеспечить согласование с правообладателями земельных участков местоположения границ смежных земельных участков, что поможет избежать возникновения земельных споров.