Найти в Дзене

ЯРОСЛАВЛЬ. ЗОЛОТАЯ МИЛЯ. Большая прогулка. Часть 3

Оглавление
На переднем плане: Церковь Николая Чудотворца Надеинская с колокольней, за ними (правее) дом Мякушина; еще дальше - Речной вокзал и Октябрьский мост. Фото: Вячеслав Волков
На переднем плане: Церковь Николая Чудотворца Надеинская с колокольней, за ними (правее) дом Мякушина; еще дальше - Речной вокзал и Октябрьский мост. Фото: Вячеслав Волков

Русское купечество строило свои особняки на берегу Волги. Вид безусловно имел значение, но значение - прикладное.

Вид на Ярославль с противоположного берега Волги. Архивное фото конца 19 века.
Вид на Ярославль с противоположного берега Волги. Архивное фото конца 19 века.

Все бизнес-процессы были сконцентрированы в речных портах. С балконов и из окон домов купеческих прибытие и отбытие судов, погрузка и разгрузка - как на ладони.

Один из речных портов Ярославля в районе Семеновского спуска. Архивное фото середины 19 века.
Один из речных портов Ярославля в районе Семеновского спуска. Архивное фото середины 19 века.

И если подняться повыше, да приглядеться, хорошо видно, что вдоль Волги расположены не просто дома, а усадьбы.

Вид на купеческий квартал ("золотую милю" 16-19 веков),  Ильинскую церковь, Советскую площадь, Областную Думу (справа)  и (на заднем плане) Стрелку. фото: Вячеслав Волков
Вид на купеческий квартал ("золотую милю" 16-19 веков), Ильинскую церковь, Советскую площадь, Областную Думу (справа) и (на заднем плане) Стрелку. фото: Вячеслав Волков

Конечно, с точки зрения житейской, Волжская набережная это: туманы, комары, ветродуй и даже одно привидение.

ЛЕГЕНДА О ПРИЗРАКЕ ГРАФА БИРОНА

Среднестатистическая карета "бизнес-класса" на стыке 18-19 веков.
Среднестатистическая карета "бизнес-класса" на стыке 18-19 веков.
Скрежет деревянных колес и удары копыт режут слух прохожего. Старая карета волочится по набережной. Черный лак кузова как будто кровоточит в багровых лучах, и красные отсветы заката стекают вдоль окон вслед за падающим в Волгу солнцем. "А ну, стой" – доносится из кареты. Если прохожий оборачивается, то видит в проеме распахнутой двери кабины темную мужскую фигуру. Глухой голос (очевидцы вспоминают о немецком или прибалтийском акценте пассажира) произносит всегда один и тот-же вопрос: "Подскажите, как проехать к дому Бирона!?". Отвечать не обязательно, дверь захлопывается, и карета продолжает свой бесконечный путь по набережной.
Вячеслав Волков "Городские легенды"
Вид на Волжскую набережную (справа налево - от Речного вокзала до Стрелки). Фото: Вячеслав Волков
Вид на Волжскую набережную (справа налево - от Речного вокзала до Стрелки). Фото: Вячеслав Волков

НЕТ, НЕ БИРОН

Эту легенду местные краеведы, дипломированные историки рассказывают на полном серьезе. Принято считать, что призрак в карете — граф Бирон.

Граф Эрнст Иоганн фон Бирон (1690—1772) слыл манипулятором, мстительным циником, взяточником и транжирой (не все так просто, конечно).  Целый период истории России назван "Бироновщиной".   Родился в 1690-м году в Курлянлии (Сегодня Латвия). С 22-х лет служил при Анне Иоановне секретарём и (чуть позже) фаворитом. После смерти Анны успел: месяц посидеть на троне в качестве регента, был свергнут в результате дворцового переворота, едва не четвертован и сослан в Сибирь. В ноябре 71-го, Елизавета перевела Бирона из сибирской ссылки на выселки в Ярославль. Здесь он прожил 19 лет. На фото: фрагмент портрета неизвестного художника 18 века, оригинал хранится в Рундальском дворце в Латвии.
Граф Эрнст Иоганн фон Бирон (1690—1772) слыл манипулятором, мстительным циником, взяточником и транжирой (не все так просто, конечно). Целый период истории России назван "Бироновщиной". Родился в 1690-м году в Курлянлии (Сегодня Латвия). С 22-х лет служил при Анне Иоановне секретарём и (чуть позже) фаворитом. После смерти Анны успел: месяц посидеть на троне в качестве регента, был свергнут в результате дворцового переворота, едва не четвертован и сослан в Сибирь. В ноябре 71-го, Елизавета перевела Бирона из сибирской ссылки на выселки в Ярославль. Здесь он прожил 19 лет. На фото: фрагмент портрета неизвестного художника 18 века, оригинал хранится в Рундальском дворце в Латвии.

Бирон был полностью реабилитирован Екатериной II, вернулся на родину, в Курляндию. Получив трон герцога, передал его сыну Петру. Умер в благополучии и достатке в 82 года. В Ярославле его призраку, очевидно, делать нечего.

Здание, которое многие "историки" ошибочно называют домом Бирона. Опальный фаворит и свергнутый регент в этом доме никогда не бывал.
Здание, которое многие "историки" ошибочно называют домом Бирона. Опальный фаворит и свергнутый регент в этом доме никогда не бывал.

Особняк, который бывшему регенту (прям по Булгакову)))) и опальному фавориту предоставил купец Мякушин, был снесен и перестроен после пожара 12 мая 1760 года.

Городское училище в бывшем доме Мякушина. Архивное фото предположительно 1900 года.
Городское училище в бывшем доме Мякушина. Архивное фото предположительно 1900 года.

В каменный дом нога Бирона не ступала. То здание, которое многие ошибочно называют "домом Бирона", успело побывать и тюрьмой, и полицейским участком, и училищем, и пару раз перестраивалось.

Сегодня в этом особняке размещается Департамент образования. На фото: вход со двора здания в Департамент образования Ярославля
Сегодня в этом особняке размещается Департамент образования. На фото: вход со двора здания в Департамент образования Ярославля

Если призрак и есть, то ищет дом, которого давно уже нет.

ДОМ ГУБЕРНАТОРА

В центре Губернаторский дом. Фото: Вячеслав Волков
В центре Губернаторский дом. Фото: Вячеслав Волков

Рядом с домом №27 особняки с не менее интересными историями. Дом №23 - бывшая Губернаторская резиденция и путевой дворец императора.

Губернаторский дом был построен по указу Александра I в период с 1920 по 1923 год (данные разнятся). Проект ярославского архитектора Петра Яковлевича Панькова.
Губернаторский дом был построен по указу Александра I в период с 1920 по 1923 год (данные разнятся). Проект ярославского архитектора Петра Яковлевича Панькова.

Роскошная усадьба с ухоженным парком - образец позднего русского классицизма начала 19 века.

Кроме путевого дворца Паньков создал несколько знаковых для Ярославской губернии зданий: Гостиный двор, четыре храма и одну колокольню, Мытный рынок (не сохранился). В 1820-м Паньков на собственные деньги спроектировал и построил в Ярославле первый городской театр, собрал труппу и закупил костюмы с декорациями.
Кроме путевого дворца Паньков создал несколько знаковых для Ярославской губернии зданий: Гостиный двор, четыре храма и одну колокольню, Мытный рынок (не сохранился). В 1820-м Паньков на собственные деньги спроектировал и построил в Ярославле первый городской театр, собрал труппу и закупил костюмы с декорациями.

В самом здании Дома губернатора сейчас работает художественный музей.

В коллекции есть редкие работы классиков русского реализма и большое собрание полотен авангардистов начала 20 века.
В коллекции есть редкие работы классиков русского реализма и большое собрание полотен авангардистов начала 20 века.

В общем, если интересуетесь живописью, вам сюда.

ДОМ КУЗНЕЦОВЫХ

Каменный дом с балконом и часами, особняк купцов Кузнецовых. В доме располагается музей истории Ярославля. Фото: Вячеслав Волков
Каменный дом с балконом и часами, особняк купцов Кузнецовых. В доме располагается музей истории Ярославля. Фото: Вячеслав Волков

А мы гуляем по набережной в сторону Стрелки. У дома №17 останавливаемся, и любуемся выдающимся образцом архитектурной эклектики и неоренессанса конца 19 века.

Часы на крыше особняка диссонируют с образом флорентийского палаццо. Продуманную эклектику проекта  "дополняет", выбранный (наверное коммунальными службами города) розовый цвет побелки здания)). Архитектор особняка неизвестен, но у Кузнецовых несколько домов, не только в Ярославле, и все они вдохновлены флорентийским зодчеством эпохи Медичи.
Часы на крыше особняка диссонируют с образом флорентийского палаццо. Продуманную эклектику проекта "дополняет", выбранный (наверное коммунальными службами города) розовый цвет побелки здания)). Архитектор особняка неизвестен, но у Кузнецовых несколько домов, не только в Ярославле, и все они вдохновлены флорентийским зодчеством эпохи Медичи.

Этот архитектурный проект - импровизация на тему флорентийских палаццо.

Дом купцов Кузнецовых. Архитектурный стиль: эклектика, неоренессанс. Год постройки 1983. Фото: Вячеслав Волков
Дом купцов Кузнецовых. Архитектурный стиль: эклектика, неоренессанс. Год постройки 1983. Фото: Вячеслав Волков

По идее, особняк должен быть выкрашен в песочный цвет, но почему-то розовый.

СЛАДКОЕ НАСЛЕДСТВО

Дом стал частью наследства, которое оставил своему племяннику бездетный купец I гильдии Василий Яковлевич Кузнецов.

Василий Платонович Кузнецов(1865-1946), как и его дядя, был меценатом, почетным гражданином города Ярославль. Василий Петрович не покинул Россию после революции. В 1921-м с семьёй (7 сыновей) переехал в Москву: торговал, был переплётчиком, служил в Государственном Банке СССР. Архивное фото предположительно 1916 - 1918 год.
Василий Платонович Кузнецов(1865-1946), как и его дядя, был меценатом, почетным гражданином города Ярославль. Василий Петрович не покинул Россию после революции. В 1921-м с семьёй (7 сыновей) переехал в Москву: торговал, был переплётчиком, служил в Государственном Банке СССР. Архивное фото предположительно 1916 - 1918 год.

Василий Платонович приумножил состояние дяди. В 1902-м году бизнес Кузнецовых пополнила одна из крупнейших в стране конфетных фабрик "Бельфор".

В 1903-м "Бельфор" удостоена Большой серебряной медали Министерства финансов «За трудолюбие и искусство» в 1903-м. Фото обертки конфет производства фабрики Кузнецова
В 1903-м "Бельфор" удостоена Большой серебряной медали Министерства финансов «За трудолюбие и искусство» в 1903-м. Фото обертки конфет производства фабрики Кузнецова

В 19-м году "Бельфор" национализировали и переименовали в "Государственную кондитерскую фабрику № 1", а в 26-м снова переименовали в «Путь к социализму», с 92-го года это уже «Ярославлькондитер» (тут нужен смайл с бьющим себя по лбу ладонью человечком). Возможно у конфет "Ребус" «Ярославлькондитера» были толпы фанатов, но я не удивился когда узнал, что в 2000-м предприятие было признано банкротом.

В 1904-м продукция "Бельфор" взяла золотые медали Парижской, Венской, Антверпенской выставок.
В 1904-м продукция "Бельфор" взяла золотые медали Парижской, Венской, Антверпенской выставок.
С 1919 года продукция Ярославской кондитерской фабрики международных премий за свою продукцию не получала. "Путь к социализму" не привёл фабрику ни к социализму, ни к рентабельности в условиях новой капиталистической экономики России.
С 1919 года продукция Ярославской кондитерской фабрики международных премий за свою продукцию не получала. "Путь к социализму" не привёл фабрику ни к социализму, ни к рентабельности в условиях новой капиталистической экономики России.

СТРЕЛКА

В парк на Стрелке можно дойти по набережной или по бульвару Мира.

Вид на Успенский собор через купола Афанасиевского монастыря. Фото: Вячеслав Волков
Вид на Успенский собор через купола Афанасиевского монастыря. Фото: Вячеслав Волков

Если по бульвару пойдете, то встретите тот самый валун, который поставили на месте официальной точки основания города Ярославом Мудрым (я писал об этом в первой части Большой прогулки).

Успенский собор. Фото: Вячеслав Волков
Успенский собор. Фото: Вячеслав Волков

Безусловно, обязательным к посещению станет Собор Успения Пресвятой Богородицы. Мимо не пройдёте))). Даже если вы человек не воцерковлённый, должна заинтересовать история этого храма.

Изначальный Храм Успения. Архивное фото предположительно 1903 года.
Изначальный Храм Успения. Архивное фото предположительно 1903 года.

Собор построен 1219 году, был сильно повреждён при обстреле красноармейцами в 1918 году, частично восстановлен, но доведен до состояния руин к началу 2000-х.

Фото: Вячеслав Волков
Фото: Вячеслав Волков
Фото: Вячеслав Волков
Фото: Вячеслав Волков
Карамельные изразцы имеют отдаленное отношение к аскетичной храмовой архитектуре Ярославля. Это московский стиль. Красиво конечно, не спорю). Фото: Вячеслав Волков
Карамельные изразцы имеют отдаленное отношение к аскетичной храмовой архитектуре Ярославля. Это московский стиль. Красиво конечно, не спорю). Фото: Вячеслав Волков

К тысячелетию крещения Руси Храм решили привести в порядок. Объявили конкурс, в котором победил проект ярославского реставратора Вячеслава Сафронова. Предполагалось точное воссоздание храма. Правда, в итоге, процесс возглавил архитектор Алексей Денисов участник восстановления Храма Христа Спасителя в Москве.

Фото: Вячеслав Волков
Фото: Вячеслав Волков

В 2004-м собор был снесен и полностью перестроен по проекту, который и не имеет ничего общего с оригиналом.

На месте алтаря изначального Храма установлена скульптурная импровизация на тему знаменитой Троицы Андрея Рублева. Нужно отдать должное скульптору (Николаю Мухину) - это настоящее произведение искусства, вызывающее исключительно положительные эмоции.
На месте алтаря изначального Храма установлена скульптурная импровизация на тему знаменитой Троицы Андрея Рублева. Нужно отдать должное скульптору (Николаю Мухину) - это настоящее произведение искусства, вызывающее исключительно положительные эмоции.
Вид на мыс, нижний партер парка Стрелка. Фото: Вячеслав Волков
Вид на мыс, нижний партер парка Стрелка. Фото: Вячеслав Волков

Успенский собор в центре верхнего партера парка Стрелка, а мы спускаемся в нижний.

Нижний партер парка Стрелка. Это не закат, 3 часа дня в ноябре. Фото: Вячеслав Волков
Нижний партер парка Стрелка. Это не закат, 3 часа дня в ноябре. Фото: Вячеслав Волков

Идем любоваться на то, как Которосль впадает в Волгу и на памятник к 1000-летию Ярославля.

Фото: Вячеслав Волков
Фото: Вячеслав Волков
Глубокое уважение к личности Ярослава Мудрого не позволяет мне передать то разочарование, которое я испытал созерцая этот шедевр. Но, в конце-концов, любое восприятие субъективно, оставлю эмоции при себе.  Скульптуры отдельно от композиции производят приятное впечатление. Фото: Вячеслав Волков
Глубокое уважение к личности Ярослава Мудрого не позволяет мне передать то разочарование, которое я испытал созерцая этот шедевр. Но, в конце-концов, любое восприятие субъективно, оставлю эмоции при себе. Скульптуры отдельно от композиции производят приятное впечатление. Фото: Вячеслав Волков

До 1970-го года здесь была песчаная коса.

На месте пляжа разбили парк. Фото из архива 70-х годов, после открытия первого парка на Стрелке.
На месте пляжа разбили парк. Фото из архива 70-х годов, после открытия первого парка на Стрелке.

В 2010-м году оба партера парка реконструировали, нижний расширили и установили памятник.

Памятник открыт 10 сентября 2010 года. Авторы монумента: скульптор-архитектор Михаил Точёный, скульптор А. Н. Ковальчук и архитектор М. Корси. Фото: Вячеслав Волков
Памятник открыт 10 сентября 2010 года. Авторы монумента: скульптор-архитектор Михаил Точёный, скульптор А. Н. Ковальчук и архитектор М. Корси. Фото: Вячеслав Волков

Парк я застал в запущенном состоянии, гранитные плиты тротуаров отошли, местами расколоты, плиты на монументе все в сколах. Но, издалека – красиво.

Ещё одна "акварелька")). Фото: Волков Вячеслав
Ещё одна "акварелька")). Фото: Волков Вячеслав

С мыса открывается вид (за который можно простить даже творчество Михаила Толчёного))).

А за рекой, Старообрядческий храмовый комплекс объединяющий Церковь Иоанна Златоуста и Церковь Владимирской иконы Божией Матери в Коровниках  1654 года постройки.
А за рекой, Старообрядческий храмовый комплекс объединяющий Церковь Иоанна Златоуста и Церковь Владимирской иконы Божией Матери в Коровниках 1654 года постройки.
Вид с колокольни на стрелку.
Вид с колокольни на стрелку.

В общем , ребята, будет и четвертая "Большая прогулка" по Ярославлю)). Пишите комментарии, делитесь впечатлениями и поправляйте меня , пожалуйста, если видите ошибки.

Всегда ваш, Вячеслав Волков.